Особенности транспорта отличающие его от других отраслей производства.


Во—первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения.

Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства промышленности и сельского хозяйства. Конечный результат производства реализуется у потребителя. Этим и определяется отношение к транспорту работников промышленности и сельского хозяйства, их забота об условиях перевозки своей продукции, улучшении показателей использования ПС и экономику транспортных затрат.

Во—вторых, продукция транспорта — это перевозка грузов и пассажиров неотделима от процесса транспортного производства, ее нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому, проблема резервов на транспорте состоит не в запасе готовой продукции, а в резервах пропускной и провозной способности. Маневрировании резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто – невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстрорастущим перевозками.

В третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше чем в промышленности. Затраты на амортизацию топлива и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств, сокращения расхода топлива и электроэнергии на единицу перевязочной работы.

В четвертых, кругооборот средств выделяемых на развитие транспорта отличается от кругооборота средств направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспортному рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности. Следовательно требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относится не только к его рыночной продукции – конечному результату транспортной деятельности – но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Транспорт является одной из отраслей экономической инфраструктуры, которая кроме всех видов магистрального транспорта включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство, а также инженерные сооружения, плотины. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации, поэтому недооценка значения транспорта в государстве может весьма отрицательно сказаться на экономике страны. Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту. Таким образом, по мере развития транспортная отрасль дрожа изменятся в соответствии с динамикой спроса на транспортные услуги. Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления. Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров. В отличии от транспорта общего пользования транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукция внутри сферы производства, т.е. для конкретной организации или фирмы. Перевозки., которые гравировки являются внутрипроизводственными или технологическими. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом. Автомобильные и железные дороги подлежащие тому или иному предприятию называются подъездными. В транспортной системе страны имеется густая сеть таких дорог, суммарная протяженность железнодорожных путей превышает протяженность железных дорог общего пользования. Более половины судов речного флота принадлежат различным ведомствам в отличии от транспорта общего пользования промышленный транспорт представленные также специальными транспортными средствами, такими как местными и подвесными дорогами, пневмотранспорт. Кроме деления на транспорт общего и необщего пользования подразделяют транспорт на магистральный и немагистральный. Магистральный транспорт применяется для обозначения путей сообщения, связывающие крупные города и промышленные центры страны, в этом случае небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, что они входят в состав сети общего пользования не считаются звеньями магистрального транспорта и именуются линиями местного назначения. Любой вид транспорта располагает своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и неповторимость учитывая технико-экономические и другие особенности.

Сущность и развитие концепции транспортной системы.

В годы советской власти создание единой транспортной системы рассматривалось как важнейшая государственная задача, в решении которой начали принимать участие известные ученые и крупные коллективы работники плановых государственных предприятий. По окончании ВОВ восстановление разрушенных и строение новых транспортных коммуникаций осуществлялось по плану. Были сформулированы общие теоретические положения, имеющие важное значение для проблемы ЕТС в целом. В научный оборот вошли новые понятия: транспортный комплект, транспортная система, транспортная сеть.

В транспортный комплекс входит собственный транспорт, обеспечивающий процесс перемещения и сфера материального производства, т.е. транспортное учреждение, транспортная промышленность, организации по подготовке транспортных кадров, проведению проектных и научно–исследовательских работ. Под транспортным комплексным комплексом обычно понимается совокупность нескольких отраслей народного хозяйства, предназначенных для удовлетворения потребностей в перевозках грузов и пассажиров. Транспортная система рассматривается как целостная отрасль народного хозяйства. В состав входят: транспортная система общего и необщего пользования, подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорт , система управления всеми видами транспорта на региональной, федеральном и муниципальном уровне.