Взаимодействие конструктора и технологов в процессе создания двигателей
Этапы создания двигателей
Создание двигателей регламентирован в РФ ГОСТ Р15.201-2000 – Система разработки и постановки продукции на производство.
В СССР – ГОСТ 2.103-68.
Стадии проектирование и их содержание
1. ТЗ – техническое задание, разрабатывает заказчик: тяга, высота, дальность, число Маха, удельный расход топлива, масса, мидель двигателя, назначение, условия работы, цикличность режимов, требования к ресурсу, эксплуатационные требования, контролируемые параметры, отборы воздуха и мощностей, требования к консервации, хранению и транспортировке, указывается необходимая самолётчику документация.
2. ТП (ГОСТ-2.118-73) – техническое предложение, разрабатывается на двигательной фирме: проводится анализ ТЗ, изучается опыт прошлого (патентные исследования), обоснование возможностей создания двигателя в соответствие с заданием и со сроками его исполнения, согласование с представителями соответствующей фирмы; разрабатываются варианты, создается общая компоновка двигателя, выполняется продольный разрез двигателя. Утверждение проекта.
3. ЭП(ГОСТ-2.118-73) – эскизный проект: полная разработка конструкции двигателя со всеми узлами и деталями, уточнение расчетов, технико-экономических показателей, выявление возможностей усовершенствования двигателя (оптимизация вариантов конструкции), заявки на материалы, изготовление макетных образцов, выпуск документации с литерой -Э. Утверждение эскизного проекта
После утверждения ЭП разрабатывается технический проект.
ТПр (ГОСТ-2.120-73) – технический проект: разработка и выпуск технической документации с литерой Т, представляющих собой окончательное техническое решение. Утверждение технического проекта
РД– разработка рабочей документации: чертежи, описание, характеристики, документы для опытной партии, проведение заводских испытаний.
4. Изготовление и доводка– опытное подтверждение проектировочных заявленным параметров, оценка прочности основных элементов двигателя, проводится согласование и корректирование конструкторской документации.
5. СИ –серийное изготовление: разработка прогрессивной технологии, устранение дефектов эксплуатации, наращивание ресурса конструктивными и технологическими методами.
преобразовать в виде схемы Жизненный цикл двигателя
Состоит из этапов:
- проектирование
- изготовление опытного образца
- серийное производство
- эксплуатация и ремонт
- утилизация
Проектирование взаимосвязано:
- с выбором материалов;
- выбор заготовок и методов получения;
- разработка методов соединения деталей.
На этапе изготовления опытного образца:
- выбор тех. процесса
- выбор методов упрочнения
- выбор методов контроля
- сокращение цикла изготовления
Этап серийного производства:
- соблюдение директивной технологии
- снижение трудоёмкости, повышение производительности труда
Этап эксплуатации и ремонта:
- разработка систем диагностики
- разработка технологий регламентных работ
- разработка методов технологического обслуживания в эксплуатации
- разработка методов оценки исчерпания ресурса деталей
- разработка технологий восстановления деталей в ремонте
Этап утилизации:
- разработка методов и технологии утилизации изделий
Лекция 2 (Аудиторная 4 часа)