Проблемы системы образования и особенности применения программно-целевого подхода при их решении


Первое десятилетие XXI века явилось периодом начала формирования основ для дальнейшего инновационного развития российского образования. Однако на различных уровнях образования сохраняется комплекс проблем, к которым следует отнести:

¾ невключенность значительной части образовательных организаций в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство российского общества;

¾ недостаточное использование современных образовательных технологий;

¾ низкую динамику кадрового обновления в системе образования;

¾ крайне неоднородный охват граждан дошкольным, дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах РФ;

¾ отсутствие действенных механизмов продвижения отечественного образования за рубежом;

¾ отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

Данные проблемы требуют комплексного решения, которое может быть обеспечено применением программно-целевого метода. В то же время существуют известные ограничения для использования программно-целевого подхода в сфере образования:

- зависимость основных результатов территориальных обра­зовательных систем от множества факторов, слабо контролируемых этими системами (воспитание, оздоровле­ние, социализация учащихся);

- объективная сложность формализации ожидаемых резуль­татов (целей), их слабая прогнозируемость;

- неразработанность основных параметров и показателей для объективного анализа состояния дел в территориальных системах образования, что приводит к некачественной постановке приоритетных проблем, затрудняет определение важнейших целей и мониторинг процесса продвижения к цели;

- замедленность и трудность получения обратной связи от потребителей о качестве образовательных услуг;

- объективная сложность переработки большого количества информации, требующей использования со­временных информационных технологий, а также работы специали­стов — аналитиков, прогнозистов, программистов и др., которых традиционно не хватает в образовательной системе.

Опыт применения отдельных целевых программ в практике управления образованием показал их недостаточную эффектив­ность в случае их реализации, обеспечивающей решение лишь ло­кальных проблем. Необходима разработка комплекса целевых программ, объе­диняющих локальные программы образовательных учреждений во взаимосвязанную образовательную систему, которая охватывает важнейшие аспекты обновления деятельности системы муниципального образования.