Реализация муниципальных целевых программ и оценка ее эффективности


Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий. Муниципальные целевые программы реализуются за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов при наличии соответствующих расходных обязательств РФ и субъекта Федерации, а также внебюджетных источников, предусмотренных на реализацию мероприятий данных программ. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая организации негосударственного сектора экономики; целевые отчисления от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий); другие источники, не запрещенные действующим законодательством РФ.

Мониторинг реализации муниципальных целевых программ осуществляется путем оценки представленных муниципальными заказчиками (координаторами) в соответствующие структурные подразделения администрации ежеквартальных и годовых отчетов о реализации программ с пояснительной запиской, содержащей анализ причин отклонений достигнутых результатов от запланированных и детальную оценку возможностей достижения запланированных целей и показателей эффективности программ к моменту их завершения. Соответствующее структурное подразделение администрации анализирует отчеты о реализации целевой программы, осуществляет оценку ее эффективности. По результатам рассмотрения выносится одно из следующих заключений:

- о продолжении реализации целевой программы: в случае, если установлена возможность достижения целей и задач программы, целевых показателей;

- о необходимости внесения изменений в целевую программу в случае установления невозможности достижения конечных результатов без внесения изменений в состав мероприятий программы, не требующих дополнительного финансирования;

- о необходимости досрочного прекращения реализации целевой программы в случае установления невозможности достижения запланированных конечных результатов программы за счет предусмотренных объемов финансирования.

Кроме того, в случае если срок реализации успешно осуществляемой целевой программы завершается в текущем финансовом году, администрация муниципального образования принимает решение о целесообразности разработки целевой программы на новый срок.

Проводить оценку эффективности программы целесообразно по следующим основным критериям:

1. Критерий «Степень достижения планируемых результатов целевых индикаторов реализации мероприятий программы» базируется на анализе целевых показателей, указанных в программе, и рассчитывается по формуле:

(4)

где: КЦИi – степень достижения i-го целевого индикатора программы; ЦИФi (ЦИПi) – фактическое (плановое) значение i-го целевого индикатора программы.

Значение показателя КЦИi должно быть больше либо равно 1.

2. Критерий «Степень соответствия бюджетных затрат на мероприятия программы запланированному уровню затрат» рассчитывается по формуле:

(5)

где: КБЗi – степень соответствия бюджетных затрат i-го мероприятия программы; БЗФi (БЗПi) – фактическое (плановое, прогнозное) значение бюджетных затрат i-го мероприятия программы.

Значение показателя КБЗi должно быть меньше либо равно 1.

3. Критерий «Эффективность использования бюджетных средств на реализацию отдельных мероприятий» показывает расход бюджетных средств на i-е мероприятие программы в расчете на 1 единицу прироста целевого индикатора по тому же мероприятию и рассчитывается по формулам:

(6)

(7)

где: ЭПi (ЭФi) – плановая (фактическая) отдача бюджетных средств по i-му мероприятию программы; БРПi (БРФi) – плановый (фактический) расход бюджетных средств на i-е мероприятие программы; ЦИПi (ЦИФi) – плановое (фактическое) значение целевого индикатора по i-му мероприятию программы.

Значение показателя ЭФi не должно превышать значения показателя ЭПi.