Понятие и значение прогноза социально- экономического развития муниципального образования
Требования к формированию годового плана социально- экономического развития муниципального образования
Двуединое функциональное значение годового плана диктует ряд требований к его формированию:
¾ Конкретность. Годовой план, в отличие от среднесрочных и долгосрочных планов, в основном оперирует не экономическими понятиями и определениями, а показателями и индикаторами социально-экономического развития конкретного муниципального образования.
¾ Реалистичность и сбалансированность.Годовое планирование должно быть направлено на достижение только реальных целей и задач, обеспеченных наличием реальных ресурсов, доступных муниципальному образованию. Реалистичность и сбалансированность бюджетной составляющей ресурсов достигается либо на основе прогнозов, либо расчетным путем. Последний вариант более трудоемкий, но более точный.
¾ Инкорпорируемость. Структура годового плана социально- экономического развития муниципального образования должна обеспечивать сопоставимость его показателей с одноименными показателями развития других муниципальных образований, а также возможность интеграции его основных разделов в аналогичные разделы годовых планов социально- экономического развития субъектов Российской Федерации.
¾ Структурированность. Индикаторы социально-экономического развития муниципального образования в годовом плане должны быть структурированы в виде двух систем показателей.
Первая – это система показателей, содержащая интегрированные количественные и качественные характеристики социально-экономического развития муниципального образования на начало и конец планового периода.
Вторая – система показателей, содержащая количественные и качественные характеристики реализации запланированных на год этапов стратегических и текущих целей, задач, проектов, а также количественные характеристики необходимых для этого ресурсов.
Основой для формирования документов планирования социально- экономического развития муниципального образования является прогноз.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования-научно обоснованное представление о направлениях и результатах развития муниципального образования, определение параметров его состояния в определенный период в будущем.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образованияпредставляет собой систему научно обоснованных количественных и качественных характеристик темпов и пропорций развития муниципального образования, динамики и структуры производства товаров и услуг, демографических и социальных показателей, баланса ресурсов производства и потребления в планируемом периоде.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования формируется с учетом положений ст. 173 БК РФ, Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 22 июля 2009 г. № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации», законодательных и правовых норм относительно прогнозирования субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование.
В соответствии со ст. 173, п. 2, БК РФ местной администрацией должен быть установлен порядок разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования, в соответствии с которым ежегодно формируются показатели прогноза.
Составление прогнозов служит основой для бюджетного планирования, поэтому сроки в порядке их формирования должны быть согласованы со сроками бюджетного процесса соответствующего органа управления.
Данные прогноза социально-экономического развития муниципального образования на соответствующий период применяются для определения целей и задач планируемого периода, служат основой для формирования проекта бюджета, а также программ, планов и инвестиционных проектов развития муниципального образования.
В порядке разработки прогноза муниципального образования должен быть определен уполномоченный орган, на который возлагаются функции прогнозирования, определения сценарных условий развития муниципального образования, сбора и обработки информации, а также координации и взаимодействия в процессе составления прогнозов.
При разработке прогноза применяются индексы-дефляторы. Их значения, а также методические рекомендации по составлению прогнозов субъектами РФ разрабатывает Министерство экономического развития РФ.
Кроме того, в адрес исполнительных органов государственной власти субъектов РФ Минэкономразвития России направляет информацию о сценарных условиях социально-экономического развития РФ на планируемый период, формы для разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, инструкции их заполнения. Также ежегодно муниципальное образование получает методические рекомендации по составлению прогнозов от субъекта РФ.
Прогноз социально-экономического развития муниципального района и городского округа разрабатывается на период не менее трех лет с ежегодным уточнением. Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.