Дидактические возможности ИКТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Информатизация образования, приводящая к экспансия современных ИКТ в общеобразовательную школу, решительно меняет содержание, методы и формы деятельности учителя и учащихся. Как показывает практика, привнесение в систему школьного образования новых дидактических идей, сопровождающих процесс внедрения ИКТ, способно порождать новые, иногда весьма неожиданные подходы, заметно воздействующие на сложившиеся технологии обучения. В то же время вовлечение средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс не может вступать в противоречие с основополагающими дидактическими принципами и должно строиться на их основе. Анализу влияния ИКТ на дидактические основы обучения в контексте развития методической системы обучения изобразительному искусству и посвящена эта лекция. Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-художника:
– организация проектной – художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся;
– использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.
Информационные и коммуникационные технологии способствуют созданию уникальной информационной среды, используемой для решения различных методических и учебно-познавательных задач. Это означает, что ИКТ обладают определенными дидактическими возможностями. К ним можно отнести:
· незамедлительную обратную связь между учащимися и средствами ИКТ;
· компьютерную визуализацию учебной информации об объектах, процессах и явлениях, как реально протекающих, так и виртуальных;
· хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней;
· компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых явлений и процессов;
· автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью его многократного повторения;
· автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала.
Реализация перечисленных возможностей позволяет организовать новые виды информационной деятельности учащихся:
· регистрацию, сбор, накопление, хранение, обработку информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передачу больших объемов информации, представленной в различных видах;
· управление в реальном времени объектами и процессами, как реальными, так и виртуально представляющими учебные ситуации или модели изучаемых явлений;
· управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов;
· создание оригинального информационного продукта;
· информационный поиск и информационное взаимодействие в сети Интернет;
· интерактивный диалог с аудиовизуальными и компьютерными учебными пособиями;
· автоматизированный самоконтроль результатов учебной деятельности.
Реализация дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, включение новых видов информационной деятельности учащихся в образовательный процесс создают инновационные модели обучения, в том числе и обучения изобразительному искусству.