Этикет общения и сленг


Чаты

Форумы

Форумы (Web-конференции) — это специальные сайты или разделы на сайтах, предназначенные для того, чтобы посетители, оставляя свои сообщения, обменивались мнениями. В отличие от электронной почты, сообщения, отправляемые в форум, могут читать абсолютно все посетители. Форумы бывают тематические и универсальные. В универсальных форумах либо присутствует древовидная структура разделов, либо обсуждения совсем не регламентируются по тематике. Для одних сайтов создаются форумы, чтобы обсуждать расположенные на сайте материалы или работу самого сайта (forum.exler.ru, www.netlab.ru/support/conf). Другие же сайты создаются специально для того, чтобы стать форумами, посвященными той или иной теме (imho.ws).

Сейчас уже почти не осталось форумов, которые позволяют оставлять сообщения, не зарегистрировавшись. Регистрация в форуме — это не запретительная мера, а информационная. Каждому посетителю форума, желающему оставить свое сообщение, присваивается уникальное имя. Собственно, имя пользователь выбирает сам. Если такое имя уже существует, ему будет предложено придумать для себя другое имя. Пароль, который задается также при регистрации, необходим для того, чтобы это имя мог использовать только один пользователь. При регистрации часто требуется оставить свой адрес электронной почты. Необязательно для того, чтобы каждый посетитель форума мог написать письмо автору сообщения. Скорее всего, это нужно, чтобы автор получал оповещения о том, что кто-то еще оставил свое сообщение в интересующем его разделе форума.

Принцип работы форума таков.

¾ Посетитель открывает тему для обсуждения в одном из разделов форума, подходящем по тематике. Это может быть вопрос или утверждение, которое подразумевает дискуссию.

¾ Каждый желающий высказаться оставляет свое сообщение (пост). Список тем открывается при входе в раздел. Содержимое темы — список сообщений на эту тему, отсортированных по дате, — открывается, если щелкнуть на ее названии.

¾ В самом верху списка тем находятся темы, которые имеют наиболее свежие ответы.

У каждого форума есть модератор, который следит за порядком на форуме и решает технические вопросы. Модератор вправе удалять сообщения, которые он считает неуместными для размещения на сайте. За систематические нарушения правил на форуме, которые обычно публикуются на странице регистрации, модератор может удалить провинившегося пользователя. Правда, ничто не мешает этому пользователю зарегистрироваться на форуме заново под другим именем. Но обычно таких злостных нарушителей и обычные посетители не жалуют вниманием: каждый посетитель может внести сообщения того или иного автора в «черный» список, и они просто перестанут для него отображаться.

На достаточно посещаемых форумах каждую минуту появляются новые сообщения. Обычно их не удаляют очень долгое время. Посещая форумы интересующей вас тематики, можно достаточно быстро получить консультацию по какому-нибудь вопросу у более опытных посетителей или же помочь кому-нибудь решить его проблему. Обычно у каждого форума появляются постоянные посетители ядро аудитории. Это люди, которые, в общем, и формируют атмосферу форума. Форум еще можно назвать местом тусовки в Интернет.

Чаты (от англ. «chat» — «дружеский разговор», «беседа», «болтовня») являются еще одним местом для тусовок в Интернет, только его назначение — не обмен мнениями на какую-то тему, а просто времяпрепровождение. Принцип работы чата следующий.

¾ После регистрации вы выбираете себе «комнату» для общения. Комната — это условный раздел, который определяется интересами посетителей (музыка, спорт, секс и т.п.) или возрастом (молодежный, «взрослый»).

¾ Перед пользователем открывается окно, в котором с определенной периодичностью будут появляться короткие сообщения от людей, находящихся в этой «комнате». Перед каждым сообщением будет стоять имя (ник) того, кто его оставил.

¾ Пользователь может оставить свое сообщение в этой комнате, вписав его в соответствующее поле ввода. Оно появится в том же окне буквально через несколько секунд.

¾ Пользователь может отсылать личные сообщения участникам чата. В этом случае никто, кроме адресата, его не увидит.

¾ Сообщения хранятся в чате не больше часа. Они не предназначены для повторного чтения и адресуются только тем, кто в данный момент находится в этой комнате.

Как и в форуме, в чате обычно имеется модератор, который может удалить из сеанса того, кто ругается или оскорбляет других посетителей.

Вот несколько посещаемых чатов: chat.ctc-tv.ru, chat.chat.ru, chat.mail.ru.

Интернет-пейджер (ICQ)

Особое место в ряде возможностей общения через Интернет занимают программы, позволяющие обмениваться мгновенными сообщениями. Такие программы называются Интернет-пейджерами. Преимущество их использования состоит в том, что адресат получает сообщение через секунду после его отправки. Причем для этого | не надо никуда специально заходить и проверять входящую корреспонденцию. На экране компьютера замигает значок программы и раздастся характерный звук; одним словом, вы узнаете об этом сразу. Более того, наладив контакт с адресатами, вы всегда будете видеть, находятся ли они в данный момент в сети.

Самой распространенной среди них является ICQ. Есть мнение, что название эта программа получила от созвучия букв ICQ в фразе "I seek you" ("Я ищу тебя"). Есть и другие программы, причем по функциональности они в чем-то могут превосходить вышеназванную. Но ни одна из них не может пока превзойти ее по количеству пользователей. На сегодняшний день сервер, регистрирующий пользователей этой программы, выдает девятизначные порядковые номера. Не все из них, правда, реально используются, но все равно число внушительное.

Пользоваться программой ICQ можно абсолютно бесплатно, если не считать платой отображение в ее окнах рекламных баннеров. Для этого необходимо зайти на сайт производителя и загрузить дистрибутив программы (www.icq.com/download). После установки программы на компьютер вам будет предложено либо активизировать на ней существующего пользователя (если вы имеете свой уникальный номер и знаете его пароль), либо указать нового. В последнем случае вам будет присвоен новый уникальный номер (ICQ UIN), который вы сможете раздавать всем, кто пожелает с пользователем общаться. Вас также попросят ввести некоторую информацию о себе. Пользователь может рассказать о себе ровно столько сколько захотите. Эта информация будет доступна всем, кто при явит к вам интерес.

В работе с Интернет-пейджером ICQ необходимо знать о некоторых особенностях.

¾ Для того чтобы отослать кому-либо сообщение, необходимо знать его уникальный номер (ICQ UIN).

¾ Пользователь может найти человека, зная его имя (ник), возраст, город, в котором он живет, и т.п., при условии, что он заполнил соответствующие поля в своей анкете.

¾ Пользователь может видеть, находится ли адресат в данное время в сети, если добавите его в свой контакт-лист. В большинстве случаев для того, чтобы добавить кого-то в контакт-лист нужно спросить у него разрешения (попросить авторизацию). Если тот человек не возражает, он подтвердит авторизацию, и его ник появится в вашем списке. Список вашим адресатов хранится на сервере ICQ. Это значит, что если вы запустите эту программу на каком-нибудь другом компьютере, то весь ваш контакт-лист окажется перед пользователем.

¾ Вся ваша переписка с каждым из адресатов хранится на вашем компьютере. Вы всегда можете прочитать, что раньше писали вы и вам.

¾ Если человека нет в сети, то вы все равно можете отослать ему сообщение. Оно будет доставлено, когда адресат запустит программу ICQ.

¾ С помощью ICQ пользователь может пересылать файлы. Это будет происходить гораздо быстрее, чем по электронной почте. Особенно это заметно тем, кто соединяется с Интернет через модем. Переслать файл по ICQ гораздо быстрее, чем получить письмо с вложенным в него этим же файлом. Следует помнить, что для пересылки файлов через ICQ необходимо, чтобы адресат в данный момент находился в сети и чтобы вы были авторизованы друг у друга (находились в списке контактов).

¾ С помощью ICQ можно беседовать голосом и передавать изображение с компьютерной видеокамеры. Для этого ваш компьютер должен быть оборудован микрофоном и камерой. Необходимо также загрузить с сайта ICQ соответствующие дополнения к программе.

¾ Пользователь может занести назойливых пользователей в "черный список", и тогда вы больше никогда не получите от них сообщения.

¾ Можно оставаться невидимым для всех или для некоторых. Другие люди никогда не увидят, появились ли вы в сети, до тех пор, пока вы не отошлете им сообщение и тем самым обнаружите себя.

Общение в виртуальном мире, как, впрочем, и всякое другое общение, подразумевает соблюдение определенного набора правил, этикета общения. Правила человеческого общения, которые каждый из нас осваивает с детства, имеют давние традиции и обычаи и воспринимаются подавляющим большинством людей вполне нормально. Однако сетевое общение как достаточно новый вид межличностной коммуникации не всегда подчиняется очевидным правилам. С одной стороны, это связано с его необычностью, с другой — с психологическими особенностями такого рода общения.

В обычной жизни, помимо вербального общения, мы обмениваемся информацией и невербально: жестами, мимикой, интонацией. С компьютером ситуация совершенно иная. Дело в том, что "разговаривая" с человеком посредством коммуникационных программ, пользователь видит лишь текст. Ни о какой интонации, жестах или мимике речь не идет. Текстовое общение постепенно притупляет остроту восприятия. Собеседники видят только слова. Человек "на том конце провода" теряет свои человеческие очертания, превращаясь в набор фраз, некую информационную единицу. И это приводит к тому, что зачастую возникают ошибки в восприятии слов собеседника. Парадокс состоит в том, что Интернет, предоставляя возможность знакомиться и общаться людям, которые никогда не встретятся в реальной жизни, одновременно с этим превращает их друг для друга в некие абстрактные модели. Многие люди, видя перед собой лишь экран монитора, одушевляют компьютер, одушевляют Интернет. Далее идет перенос человеческих свойств на компьютер. В конце концов, общаясь через Интернет, человек начинает представлять, что он общается с компьютером. Поэтому первое, что нужно помнить при общении в киберпространстве, это то, что собеседник является живым человеком со своими эмоциями, отношением к жизни, взглядами и убеждениями.

Именно поэтому, общаясь через Интернет, следует придерживаться тех же правил поведения, что и в обычной жизни. Ведь никто не позволит себе подойти на улице к незнакомому человеку и выразить все, что он думает, скажем, о костюме незнакомца или о его взглядах на жизнь. А вот в Интернет многие себе позволяют это. Написать ругательное письмо Web-мастеру непонравившейся страницы или автору свободно распространяемой программы, которая не оправдала возложенных на нее надежд, пользователи могут с легкостью, причем в весьма нелицеприятных выражениях.

Проявляя уважение к виртуальным собеседникам, нужно стараться внятно и четко излагать собственные мысли, не слишком длинно, но и не очень коротко. Излишне отрывистые сообщения, приближающиеся к репликам, могут быть неправильно истолкованы, а пространные разглагольствования по несущественным вопросам способны вызвать раздражение. Особое внимание следует уделять различного рода опечаткам и ошибкам, которые, к сожалению, неизбежны при общении посредствам компьютера. Рассказывают случай, когда один человек, общаясь по сети с девушкой, второпях) в вопросе «Как спалось?» вместо «п» набрал букву «р» (клавиши с буквами «п» и «р» на клавиатуре расположены по соседству). В результате переписка чуть было не прекратилась. Как уже говорилось, поскольку общение в киберпространстве пока что осуществляется путем обмена текстовыми сообщениями, этот текст и есть ваше лицо. А значит, отправлять сообщения с ошибками и опечатками, невнятные по содержанию — некрасиво.

Старайтесь писать как можно грамотнее и не допускать орфографических и пунктуационных ошибок. Одним из этических требований к «бумажной» переписке было отсутствие грязи, которая неизбежно возникала вследствие исправлений. А сколько проблем возникало в связи с неразборчивым почерком. В электронных письмах почерк не играет роли (письмо набирается печатными буквами), а грязи после редактирования быть не может. Но отсюда вон все не следует, что можно расслабиться и забыть о правописании. То, что самые безграмотные сообщения — электронные, можно убедиться, посетив сайты, на которых размещены присланные по электронной почте анекдоты, истории из жизни и рассказы. Невероятное количество орфографических и пунктуационных ошибок. То же самое можно увидеть в чатах и форумах. К сожалению, очень распространено полное пренебрежение к правилам русского языка. В общении молодежи можно встретить умышленное коверкание слов: «Знаиш чё мне нравицца?». И это не ошибки, это считается модным стилем. Но такие коверкания слов не только не делают чести их автору, но и приносят вред. Вырабатывается привычка говорить и писать безграмотно. А в переписке через Интернет соблюдение правил русского языка, особенно пунктуации, просто необходимо. Все мы помним фразу «Казнить нельзя помиловать». Если в разговорной речи мы можем интонацией подкрепить смысл своих фраз, то в письменном общении без знаков препинания не обойтись. По своему опыту могу сказать, что очень трудно понимать смысл фраз, которые написаны абсолютно безграмотно.

Очень аккуратно нужно обращаться с юмором и сарказмом. Отсутствие возможности произнести шутку с должным выражением лица и интонацией в голосе может привести к тому, что воспринята она будет совсем не так, как хотелось бы.

Еще одно правило, которое нужно соблюдать при общении в виртуальном мире, — это благожелательность по отношению к новичкам и оказание помощи там, где это возможно. Даже если вы чувствуете себя в чем-то экспертом, а вопросы невидимого адресата в этой области кажутся слишком примитивными, найдите в себе силы соблюсти тактичность и терпимость. Поверьте, что новичок может надолго потерять всякую охоту задавать вопросы, да и вообще общаться через Интернет, получив на свой, как ему кажется, вполне нормальный вопрос ответ в оскорбительном тоне.

Отдельно стоит поговорить об этикете в электронной почте. Это особая тема, потому что все остальное — форумы, чаты, ICQ — носит неофициальный статус, в то время как электронные письма уже обретают юридическую силу, вследствие введения электронной подписи.

Итак, вот правила этикета в электронной почте.

¾ Ваше персональное имя, автоматически вставляемое в графу «От кого:», должно быть информативным. Персональное имя нужно для того, чтобы адресат сразу видел, от кого пришло письмо. Как правило, для этого используется паспортное имя или ник. Оно задается в свойствах почтового ящика (на сайте почтовой службы, для использования в Web-интерфейсе или в настройках почтовой программы). Лучше указывать имя и фамилию в латинской транслитерации (Sergey Ivanov). Такая надпись будет читабельна не только на территории России, но и в других государствах, в то время как надпись кириллицей прочтут не везде. Не забудьте также в конце письма подписаться на русском, чтобы ваш адресат не имел сомнений в правильности произношения вашего имени.

¾ Обязательно заполняйте графу «Тема:», содержание которой должно соответствовать тематике письма. Ведь получатель, просматривая содержимое своего электронного почтового ящика, как правило, смотрит на темы полученных сообщений. Избегайте бессмыслицы в формулировке темы. Например, тема «Привет!» совершенно не информативна, даже если это первое ваше письмо, в котором пользователь желает, предложите человеку начать с пользователем переписку. В этом случае лучше была бы написать «Приглашение к переписке». Помните, тема это не часть текста письма, в ней не надо обращаться к адресату. Тема — это краткое описание того, что находится в теле письма; вы рассказываете адресату, что он увидит, когда начнет читать письмо. Не следует также в теме указывать получателя письма. Для этого есть поле «Кому:», в котором перед электронным адресом можно ввести имя получателя.

¾ Если вы пишете ответ на полученное письмо, обязательно создайте его с помощью специальной функции «Ответить». Дело в том, что в служебной информации, отправляемой вместе с письмом, указываются уникальные идентификаторы писем, ответом на которые является это письмо. Многие почтовые программы способны отображать список писем в виде дерева, в котором видно, ответом на какое письмо является вновь полученное.

¾ При ответе старайтесь не изменять поле темы, которое будет автоматически вставлено, и к его началу будет приписано «Re:» (если только вы, отвечая на предыдущее письмо, действительно не меняете тематику переписки).

¾ Обязательно пишите обращение, состоящее из приветственного слова и имени. Приветственное слово, с которого начинается обращение, выбирается в зависимости от того, кому вы пишете. В деловых письмах следует использовать «Уважаемый». Самый широкий спектр применения имеет слово «Здравствуй(те)», а «Привет» звучит несколько фамильярно. Приветствие без имени допустимо только в том случае, если имя адресата вам неизвестно. Обращение от основного текста необходимо отделять пустой строкой.

¾ Обращение следует набирать строчными буквами. Прописными в нем должны быть только первая буква имени (и первая буква самого обращения), например «Здравствуйте, Петр Иванович!». Если все буквы в слове прописные, это воспринимается, как крик, который допустим, если он к месту.

¾ Заканчивайте обращение одним восклицательным знаком. Несколько восклицательных знаков воспринимаются, как излишняя эмоциональность, которая не всегда уместна. Точка же в конце приветствия делает его тон равнодушным и оставляет неприятный осадок. Впрочем, иногда это допустимо и уместно.

¾ Разбивайте текст письма на логические абзацы. Абзацы следует разделять пустой строкой.

¾ Избегайте слишком длинных предложений: они трудны для осмысления.

¾ Письма для отправки по электронной почте лучше создавать в текстовом формате. Он не так тяжеловесен, как формат HTML. Вы потеряете лишь на возможности оформления текста (жирный шрифт, курсив, выделение цветом), но этим можно пренебречь, в то время как «разукрашенные» письма в деловой переписке совершенно не уместны.

¾ В электронной переписке нет необходимости использовать постскриптум (P.S.). Пользователь может всегда добавить недостающую мысль в любое место письма. Однако использование постскриптума не запрещено. Пользователь может таким образом подчеркнуть дополняющее свойство какой-то фразы.

¾ Заканчивать письмо следует подписью. Подпись должна отделяться от основного текста сначала пустой строкой, а затем строкой с двумя дефисами и пробелом (--). Многие почтовые программы не включают для цитирования части письма после такой строки. Далее следует сама подпись. Обычно это фраза «С уважением,», после которой через запятую стоит ваше имя. Имейте в виду, если вы начинали свое письмо со слова «Уважаемый», то в подписи не нужно писать «с уважением», так как это лишнее повторение. В этом случае лучше подписаться «С наилучшими пожеланиями» или «Искренне Ваш».

¾ После подписи можно вписать информацию о контактах: адрес сайта, телефон, факс, название организации. Не следует указывать адрес электронной почты, так как он уже известен получателю, читающему ваше письмо.

¾ Не отсылайте одно и то же сообщение повторно. Во-первых, это создает дополнительную нагрузку на сеть. Во-вторых, отнимает у получателя время на чтение того, что он уже читал. Если собеседник не ответил на ваше сообщение, пришлите ему краткое напоминание с просьбой сообщить причину молчания. Если же он скажет, что не получал от вас письма, тогда можете отослать его еще раз.

¾ Не пересылайте электронное письмо третьим лицам бея разрешения его автора.

¾ Не отсылайте письмо тому, чей адрес вы не получали лично или из общедоступных источников. Если этот адрес вам дал кто-то другой, то в первых строках своего письма расскажите, где вы его взяли.

¾ Не забывайте о словах вежливости «пожалуйста» и «спасибо» если о чем-то просите или получили от кого-то нужный вам ответ.

¾ Старайтесь не писать русскоязычное произношение тех слов, которые принято писать латинскими буквами. Во-первых, адресат может не расшифровать написанное пользователем, поэтому пишите так, как принято. Рассказывают, что однажды человеку пришлось разгадывать надпись «Ебсон Л. Кусто». Оказалось, это всего лишь марка принтера Epson LQ-100. Во-вторых, вы рискуете написать неприличность. Больше всех в этом отношении «везет» русскоязычному произношению англоязычной аббревиатуры от Personal Computer— PC. Можно осрамиться и при русскоязычном написании английской аббревиатуры POP (Post Office Protocol). В-третьих, написанное пользователем может быть понято двояко. Например, в английском языке mail и male произносятся одинаково. Поэтому Интернет-адрес, произносимый как «хотмэйл-точка-ком» может быть понят не так, как нужно. Вы имели в виду hotmail.com (известный почтовый сервер), а собеседник в результате вашей оплошности может попасть на hotmale.com (платный порносайт), и получится весьма пикантная ситуация, причем по вашей вине. В-четвертых, русскоязычным написанием вы выставляете напоказ свою безграмотность (тот, кто пишет, как слышит, всегда считался малограмотным).

¾ Письмо не должно быть чрезмерно длинным, поскольку это наверняка вызовет определенные проблемы у читающего. Тяжело прочитать с экрана 15-20 страниц текста, даже очень интересного. Кроме того, пересылка больших объемов информации создает дополнительную нагрузку на сеть. Постарайтесь по той же причине не отсылать без особой необходимости графическую, звуковую и видеоинформацию. Если же вам нужно переслать значительный объем информации, то попробуйте разбить ее на части и передавайте постепенно. А если пользователь желает отправить за один раз какой-то большой неделимый файл, то сначала поставьте в известность адресата и получите его согласие.

¾ Если пересылаемая информация общедоступна в Интернет, то вместо нее нужно переслать прямую ссылку на нужную страницу.

¾ Не просите об ответе или подтверждении получения без необходимости. Если пользователь может обойтись без ответа или без уведомления о получении, то не загружайте вашего собеседника столь необязательным делом.

¾ Составляя ответное письмо, отвечайте на абсолютно все заданные вопросы. Если вы затрудняетесь ответить, то так и напишите.

¾ Отвечайте на письма как можно быстрее. Если вы очень заняты и не можете быстро дать подробный ответ, отправьте пару строк с подтверждением получения и обещанием ответить при первой же возможности.

¾ Включайте в свой ответ цитаты из письма, на которое отвечаете. Строки цитат обычно принято начинать с угловой скобки или знака «больше» (>). Обычно все почтовые программы автоматически вставляют в составляемый ответ текст исходного письма. Также вставляется строка с указанием даты получения пользователем этого письма. Если вы ведете переписку со службой поддержки, например, провайдера, то цитируемый текст должен оставаться внизу, а ваше письмо должно идти сразу после обращения. В конце концов, вся ваша переписка будет находиться в одном письме. Это может показаться не совсем удобным, но необходимость в этом есть: на ваши письма могут отвечать разные люди. Они могут не знать, о чем шла речь в предыдущих письмах. С другой стороны, письма в службу поддержки не бывают очень объемными. Если же ваша переписка ведется с одним человеком, и она носит характер вопросов и ответов, то используйте цитаты непосредственно между строк вашего письма. Тогда будет понятно, на какой вопрос или реплику вы отвечаете.

¾ При любом варианте цитирования обязательно удаляйте из цитат рекламу, обращения и дополнительную информацию в подписях. Оставить можно только имя отвечающего.

¾ На некоторые письма можно не отвечать. К ним относятся рекламные рассылки; уведомления с сайтов о размещении ваших объявлений или о поступлении ответов на ваши запросы, прочитать которые можно только на сайте; письма, пришедшие не по адресу.

¾ Прежде чем отослать вложение, поинтересуйтесь, сможет ли получатель открыть ваш файл. Как показывает практика, работать с вложениями могут далеко не все. Бывали случаи, что одни не сумели загрузить к себе вложенный файл, а другие — открыть его из-за отсутствия нужной программы. Для примера стоит заметить, что очень распространенная в на шей стране программа архивирования RAR совершенно неизвестна за рубежом. Поэтому, если вы решили отослать сжатый файл, используйте для этого стандарт ZIP, который может быть создан с помощью той же программы RAR. И, разумеется, никогда не отсылайте вложения больших) объемов без предварительного согласия получателя.

¾ Отсылая вложение, обязательно напишите, что это за файл. Ни в коем случае не думайте, что собеседник его откроет и сам все увидит. Если адресат хоть немного разбирается в безопасности, то, не найдя в вашем письме никаких сведений относительно вложения, он ни за что не станет открывать этот файл.

¾ Нежелательно пересылать в качестве вложений файлы с текстом с расширением . doc или любые другие текстовые файлы. Лучше всего пересылать этот текст в самом электронном письме. Причин этому несколько. Во-первых, могут не совпасть версии ваших редакторов. Во-вторых, файлы, оформленные в специальных редакторах (Word, WordPad, Work), имеют размер, превышающий размер самого текста в несколько раз; письмо с прикрепленным файлом будет иметь неоправданно большой размер. В-третьих, в служебной области таких файлов при желании можно найти информацию, которая может быть конфиденциальной, например сведения о папках на вашем компьютере или о посещенных Web-страницах. В-четвертых, получатель не сможет прочесть ваш текст из-за отсутствия нужных шрифтов. В-пятых, вашему собеседнику в ответном письме будет трудно использовать этот текст в качестве цитат. И наконец, в-шестых, программы компании Microsoft в большинстве своем — коммерческие продукты. Если в нашей стране де-факто сложилось так, что редактором MS Word пользуются почти все, то за рубежом все обстоит иначе. Пересылая текст, пользователь должен допускать, что программы, обрабатывающей этот документ, может не быть у получателя. Если все же нужно отправить отформатированный документ и вы не можете выяснить, с каким редактором работает ваш адресат, то используйте формат .rtf или .pdf.

¾ По обоюдному согласию пользователь может в письмах нарушать любые правила этикета, кроме правил безопасности, о которых мы поговорим позже.

Ограничение возможности передавать эмоции в письменном виде подтолкнуло людей к созданию и использованию специальных знаков, передающих основные эмоции. Эти знаки называют смайликами (от англ. «smile» — «улыбка»). Самый главный представитель этих условных знаков — простая улыбка :-). Если наклонить голову влево, то можно увидеть улыбающуюся рожицу. Все смайлики основываются именно на этом.

Итак, вот основные часто используемые варианты выражения эмоций с помощью печатных символов:

¾ :-) или :) — улыбка, показывающая либо шутливое настроение, либо реакцию на шутку;

¾ :-( или :( — печаль, грусть, неудовольствие;

¾ :-/ — безразличие, недоумение, скептицизм;

¾ ;-) — подмигивание;

¾ :-D — громкий смех;

¾ :'-(— плач;

¾ >:-( — сердитость;

¾ :-* — поцелуй;

¾ 8-) — в черных очках; безразличие автора ко всему проис-4 ходящему;

¾ %-) — глаза, перекошенные, например, от долгой работы! перед монитором;

¾ :-0 — крик;

¾ :-Р — показать язык.

Существует множество других смайликов, но ими не стоит злоупотреблять. Дело в том, что не все знают и понимают значение того или иного набора символов. А непонятый смайлик не внесет ясность в понимание написанного.

Как уже говорилось, использование специального сленга не всегда уместно. Но понимать смысл некоторых слов, часто употребляемых в форумах и чатах, все же необходимо. В приложении Б дан краткий список основных сленговых слов.