Проблемы формирования муниципальной системы планирования
Для организации процесса развития муниципальному образованию необходимо сформировать муниципальную систему планирования, установив необходимые порядки, формализовав управленческие процедуры и приняв необходимые документы планирования.
Имеющийся сегодня опыт разработки документов планирования на уровне муниципальных образований позволяет сформулировать наиболее часто встречающиеся в практике проблемы, например:
¾ отсутствие нормативно-правовой базы по этому направлению деятельности муниципальных образований. Федеральный закон № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», принятый 23 июня 1995 г., распространил обязательность разработки прогнозов и программ, а также определил порядок их разработки только до уровня субъектов Российской Федерации. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации» лишь продекларировал обязательность составления годового плана социально-экономического развития для каждого муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения;
¾ разрозненность методических установок и отсутствие достаточного опыта подготовки баз данных, организации исследований, получения аналитических выводов, построения целей и задач порождает неравнозначные по качеству документы, на которых базируется в дальнейшем процесс развития муниципальных образований;
¾ отсутствие государственного финансирования научных исследований и разработок для формирования единой системы планирования и прогнозирования в России;
¾ несоответствие подходов, «ведомственная разобщенность» специалистов, формирующих документы планирования (концепции, стратегии, программы и проекты, документы территориального планирования, среднесрочные финансовые планы и бюджеты);
¾ отсутствие единых подходов к разработке документов развития муниципальных образований с точки зрения представлений о содержании и объеме таких документов, об источниках информации, необходимой для анализа и оценок в целях построения документов планирования и т.п.;
¾ недостаточное участие представителей местного сообщества в подготовке и обсуждении документов стратегического значения;
¾ отсутствие сформулированных стратегических целей развития либо отход от них при осуществлении территориального и бюджетного планирования, планирования развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования;
¾ недостаточная профессиональная подготовка руководителей муниципальных органов власти и их слабая ответственность перед избирателями за итоги работы.