Гносеологический аспект

Гносеологический аспект извлечения знаний объединяет методологические проблемы получения нового научного знания, поскольку при создании БЗ эксперт часто впервые формулирует некоторые закономерности, до того момента составлявшие его личный опыт. Гносеология это раздел философии, связанный с теорией познания, или теорией отражения действитель­ности в сознании человека.

Инженерия знаний как наука, если можно так выразиться, дважды гносеологична — сначала действительность (О) отражается в сознании эксперта 1), а затем деятельность и опыт эксперта интерпретируются сознанием инженера по знаниям (М2), что служит уже основой для построения третьей интерпретации (Pz) — поля знаний экспертной системы (см. рис. 2.4). Процесс познания, в сущности, направлен на создание внутренней репрезента­ции окружающего мира в сознании человека.

Если описать процессы интерпретации I2 и I3 в терминологии, введенной в гл. 1, то мы имеем дело с превращением экспертного знания и теоретиче­ского (книжного) опыта Z1 в поле знаний Z2, которое есть материализация модели мира M2 инженера по знаниям.

В процессе извлечения знаний аналитика в основном интересует компонент Z1, связанный с неканоническими индивидуальными знаниями экспертов, поскольку предметные области, требующие именно такого типа знаний, считаются наиболее восприимчивыми к внедрению экспертных систем. Эти области обычно называют эмпирическими, т. к. в них накоплен большой объем отдельных эмпирических фактов и наблюдений, в то время как их теоретическое обобщение — вопрос будущего.

Если считать, что инженер по знаниям извлекает только фрагмент Z1’, т. е. часть из системы знаний эксперта Z1, то его задача, во-первых, стараться, чтобы структура Z1соответствовала Z1 и, во-вторых, чтобы Z1как можно более полно отражал Z1.

Познание часто сопровождается созданием новых понятий и теорий. Ино­гда эксперт порождает новые знания прямо в ходе беседы с аналитиком. Такая генерация знаний полезна и самому эксперту, который до того мо­мента мог не осознавать ряд соотношений и закономерностей предметной области. Аналитику может помочь тут и инструментарий системной методо­логии, позволяющий использовать известные принципы логики научных исследований, понятийной иерархии науки. Эта методология заставляет его за частным всегда стремиться увидеть общее, т. е. строить цепочки:

факт -> обобщенный факт -> эмпирический закон -> теоретический закон.

Не всегда удается дойти до последнего звена этой цепочки, но уже само стремление к продвижению бывает чрезвычайно плодотворным. Такой под­ход полностью согласуется со структурой самого знания, которое имеет два уровня:

Ø эмпирический (наблюдения, явления);

Ø теоретический (законы, абстракции, обобщения).

Основными методологическими критериями стройности выявленной систе­мы знаний можно считать [Коршунов, Манталов, 1988]:

Ø внутреннюю согласованность;

Ø системность;

Ø объективность;

Ø историзм.