Дикция и артикуляция в хоре


РАБОТА НАД СЛОВОМ В ХОРЕ

Хоровое искусство основано на синтезе слова и музыки. Ясная, чёткая дикция помогает лучше понять слушателям содержание хорового произведения. От ясности дикции в хоре зависит и вокальность исполнения. По меткому выражению певца Ф.И.Шаляпина, «слово, хорошо сказанное, наполовину спето».

Сущность певческой дикции заключается в максимальном пропевании гласных и быстром чётком произношении согласных, присоединении их внутри слов и при окончании к последующим гласным звукам.

Характер певческой дикции зависит от характера музыки хорового произведения, его образного содержания. В произведениях быстрого темпа слова текста произносятся легко, активно и близко. При этом движения артикуляционного аппарата должны быть минимальными, чёткими. В произведениях торжественного или драматического характера слова текста должны быть значительными, весомыми. Спокойные и протяжные сочинения исполняются мягким пропеванием текста. В произведениях маршевого характера текст подаётся подчёркнуто и твёрдо.

Качество дикции хора зависит от тесситурных условий и динамического плана произведения. Слова текста произведения, написанного в высокой тесситуре, произносить значительно сложнее, чем в средней. При пении с умеренными динамическими оттенками отчётливость текста доносится до слушателей лучше.

Артикуляция – важная часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонацией и т.д. Только при хорошей артикуляции текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат нуждается в развитии. Здесь важно всё: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождённое от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения:

1) напевность гласных;

2) умение их округлять;

3) стремление к чистоте звучания неударных гласных;

4) быстрое и чёткое выговаривание согласных и т.д.

Для выработки хорошей дикции используются дикционные упражнения – скороговорки, непосредственная работа над текстом изучаемого произведения.

Само пение происходит от гласных звуков. Существует ряд правил произношения звуков в пении.

В русской речи важно правильное ударение в слове. От этого часто зависит правильное произношение:

«и» -всегда звучит одинаково, независимо от ударения, но после ж, ш, цпроизносится как «ы»(жизнь);

«э»(е)– всегда произносится глубоко (это, этаж); в безударных слогах смешивается с «и»егут – бигут);

«а»- под ударением произносится ярко (красота);

«а»- без ударением в начале или в конце слова в первом под удареним произносится ясно (арбуз);

«а»- в остальных случаях произносится с малооткрытым ртом, «лениво» (плакать, занавеска);

«а»- после ж, ш, цпроизносится как «а»алун, царапина);

«а»- в первом безударном слоге после ч, щпроизносится средне между «е»и«и»асы);

«о»- произносится только под ударением;

«о»- безударная переходит при пении в округлое «а»алавьём залётным);

«у», «ы»- всегда произносятся одинаково;

«е»- под ударением произносится трояко:

1) открыто как «э»после ж, ш, ц (шея, жертва, цель);

2) полуоткрыто, когда после неё стоит твёрдая согласная (обед);

3) мягко, когда после неё стоит мягкая согласная (тень, пение)

«е» -без ударения звучит ближе к «и»(лесник, стрела);

«е» - после ж, ш, цв предударном слоге средне между «э»и«ы» (железо)

«я» -безударная звучит фонетически смешанно «еи»-«яе»(гряда – греида).

При сочетании 2-х одинаковых гласных в конце одного слова и начале другого мы обязательно другую повторяем («красива_Амура волна») или в середине слова («Восток заалелся»).

При произношении согласных и их сочетаний существуют следующие правила:

1. звонкие согласные в конце слова произносятся как соответствующие им глухие: гриб – грипп, маков – макоф, флаг – флак, идти – идти, чтобштоп;

2. согласные «д-з-с-т» перед мягкими согласными смягчаются (ветвей – ветьвей);

3. «ц»- произносится всегда твёрдо (грушица);

4. «ч» -мягкое (чиполино);

5. «ж»-«ш» -перед мягкими согласными – всегда твёрдые (жнец);

6. после шипящих ж, ш, цвместо «и»звучит «ы»итница);

7. возвратные частицы -ся, -сь произносятся твёрдо –са, -с;

8. сочетание «чн», «чт»произносится как «шн», «шт»(конечно – конечно);

9. в сочетании «стн», «здн»буквы «т», «д»не произносится (праздник – празник);

10. сочетание «тс», «дс»перед гласными заменяется на «ц»с долгим проговариванием (мчится – мчицца) и в окончаниях слов (зеленеется – зеленееца);

11. сочетание «сш», «зш»в середине слова и на стыке слов произносятся как долгое «ш»(бесшумно – бешшумно), а на стыке двух самостоятельных слов как пишется, так и произносится (с шёпотом);

12. в словах типа здравствуй, чувства выпадает «в» (здраствуй, чуства);

13. при слиянии звонкой и глухой согласной происходит уподобление одной из них (идти – идти, отдых – оддых).