Певческая установка. Певческое дыхание.


Строение голосового аппарата. Резонаторы, регистры

ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА В ХОРЕ

Гортань с голосовыми связками расположена в переднем отделе шеи, над трахеей. (У детей гортань в 2 - 2,5 раза меньше, чем у взрослых). Гортань состоит из системы хрящей, между которыми протянуты две голосовые связки. Внутренние мышцы находятся в толщине связок, и внешние мышцы, расположенные в хрящах приводят в движение голосовые связки. Одни мышцы смыкают голосовые связки («смыкатели»), другие размыкают их («размыкатели»). Имеются мышцы, сокращающие голосовые связки.

Во время дыхания при пении, когда вдох делается активным, воздух под связками уплотняется и давит на них. Происходит процесс, при котором голосовые связки, сопротивляясь давлению выдыхаемого воздуха, колеблются - смыкаются или размыкаются. Воздух при этом то сгущается, то разряжается, образуя воздушные волны, которые и воспринимаются нашим слухом как звук.

Звук образуется в гортани, в момент своего возникновения очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска происходит во время попадания звука в пространства (полости), называемые резонаторами.

Верхний резонатор (его также называют головной – это полости глотки, рта, носа. Нижний резонатор (грудной) – это полости бронхов и трахей. В младших хорах у детей преобладает верхний резонатор. У более старших детей постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора – важный этап. Игнорирование его – это продолжение пения в фальцетной манере, хор лишается тембровых красок и неумеренное использование грудного регистра, когда раньше времени взрослеет голос, лишает его звонкости и полётности.

Важная задача хормейстера – умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей, что даёт ровное звучание на всём диапазоне.

В 10-14 лет у сопрано-девочек головной регистр сохраняется на звуках «фа», «соль», «соль-диез» второй октавы и выше, хотя в большинстве школьных хоровых коллективах эти звуки почти не употребляются.

У альтов головной регистр сохраняется на звуках «ми», «фа» второй октавы, тоже довольно редко в школьной хоровой практике.

 

Вокально-певческая установка является необходимым условием как для развития голосового аппарата, так и для исполнительской деятельности.

С первых занятий детей приучают к свободному и непринуждённому положению корпуса, головы, рук, ног. Все мышцы должны быть в самом удобном и естественном состоянии покоя, но не расслабленном. При пении сидя не следует класть ногу на ногу или не ставить обе ноги на стул впереди сидящего, т.к. это вызывает неправильное дыхание и звукообразование. При пении стоя нужно стоять прямо, не горбиться: выражение лица во время пения должно быть естественным, приветливым и спокойным. Певческая установка приучает к красивой осанке, необходимой не только при пении.

Певческое дыхание. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. В возрасте 7-ми лет певческое дыхание мало чем отличается от обычного дыхания. Отсюда довольно частое взятие дыхания при пении больших фраз. Обучение пению приводит к выработке широкого, редкого дыхания на длинные фразы. У новичков преобладает дыхание ключичное, судорожное, сопровождающееся подниманием плеч. Чтобы ребята ощутили «певческий пояс», им предлагается расставив пальцы, положить руки на пояс и по сигналу дирижёра начинать вдох, следя за тем, чтобы не поднимались плечи и грудь, а расширялись нижние рёбра. После взятия медленного дыхания, без толчков, происходит прекращение вдоха и фиксация его, затем начинается равномерный выдох, с одновременным произношением согласного «С», помогающего регулировать выдох. Овладев приёмом спокойного медленного вдоха, ребята приучатся и к быстрому, короткому вдоху, необходимых в произведениях быстрого темпа. Изолированно от пения работа над дыханием проводится кратковременно, т.к. показателем правильного дыхания является сам певческий звук.

Важную роль в формировании дыхания играет пение по руке руководителя (жест «вступление», «снятие»). Постепенно взятое дыхание (ртом) способствует выработке опоры при дыхании, дыханию на всю фразу. Впоследствии в хоре практикуется смешанное дыхание, т.е. дыхание при участии рта и носа (иногда предпочтение дыханию через нос, даже при пении со словами)