История развития хорового искусства в России


Хоровая песня

Хоровая песня(хор – песня) – жанр синтетический, соединяющий в себе стилевые особенности песенного и хорового жанров. Эта форма, которая включает в себя на только мелодическую основу, но и разнообразную технику многоголосия.

Хоровая песня это не мелодия плюс гармония, а сложный мелодико-гармонический организм, полифонический в своей сущности. Хоровая песня – небольшое по размеру произведение, чаще в куплетной (реже – 2-х, 3-хчастной) форме. Музыкальный язык обогащается интонациями народной или массовой песни. По хоровой фактуре это довольно сложное произведение без сопровождения или с сопровождением.

Не следует отождествлять хоровую песню с массовой. Много схожего, но связь явлений не уничтожает специфику, самостоятельность существования каждого из них. Хоровая песня может стать массовой, а массовая хоровой. Но, например, «Интернационал» - это всегда массовая песня. Напротив, можно свести партитуру глинкинского «Славься», к 1-му, 2-м голосам – всё равно, оптимальная форма – многоголосие, рассчитанное на профессиональный хор, а не на массу. Много сочинений белорусской народной песни в нашей республике - “Вечарынка ў калгасе” С.Полонского, “Ой, шумі ты, радуйся беларускі бор” В.Ефимова, “Радзіма, мая дарагая” В.Оловникова, “Слухайце, людзі!” Ю.Семеняко, “Радасць” А.Туренкова и т.д.

Хоровое пение – одно из самых древних и богатых областей музыкального искусства. На рпотяжении огромного исторического периода оно более других искусств было широко и непосредственно вплетено в процесс материальной жизни людей.

Русское песенно-хоровое искусство имеет многовековую традицию и представляет собой одну из важнейших страниц национальной культуры. Начало профессионального хорового пения восходит к эпохе расцвета Киевской Руси. Основой русского церковного пения является знаменный распев. Древнерусское знаменное пение было одноголосным, оно не имело инструментльного сопровождения. Знаменные мелодии строго диатоничны. Они основаны на системе восьми гласов (ладов). Каждый глас имеет свои характерные попевки-погласицы, которые ложатся в основу напева. Песнопения создавались распевщиками путём свободной вариационной разработки погласицы.

При дворе Иоанна III был создан Хор государевых дьяков. В конце 16 века возник патриарший хор. Во второй половине 17 века получило широкое распространение партесное пение, многоголосное, преимущественно аккордового склада, с разделением хора на группы голосов.

В 1713 году Хор государевых певчих дьяконов был преобразован в Придворный хор, а позднее стал носить название Придворной певческой капеллы. До 18 века хор состоял из мужских голосов – Теноров, Басов. В 18 веке капелла пополнилась дискантами и альтами.

Высокие достижения капеллы были обусловлены её исключительно ровным составом. Но главным фактором явилось руководство и участие в её деятельности выдающихся русских музыкантов, как Д.Бортнянский, Н.Римский-Корсаков, А.Аренский и др.

В 1721 году образован синодальный хор из Патриарших певчих. Им руководят крупнейшие музыканты В.Орлов, С.Смоленский, А.Костальский, Н.Данилин и др. В репертуаре синодального хора были произведения таких композиторов, как О.Лассо, Палестрина, И.Бах, Гендель, Моцарт, Бетховена, Танеева, Калиникова, Чеснокова, Литургия Чайковского, Рахманинова.

В 1886 году Синодальное училище преобразовано в среднее учебное заведение. В нём работали великие музыканты: А.Кастальский, В.Калинников, М.Ипполитов-Иванов, Н.Голованов, К.Сараджев, Н.Метнер, Н.Данилин и др.

В 18-19 веках многие помещики создавали собственные хоры из крепостных. В 50-х годах 18 века возникла знаменитая капелла графа Шереметьева (руководитель С.Дегтяров, Г.Ломакин).

В 50-60-е годы 19 века популярностью пользовался хор Ю.Голицына, хор Д.Агренёва-Славянского. Во второй половине 19 и начале 20 веков количество частных хоров возросло. Капелла Губонина, хор Васильева, хор Перловав Москве, хор Руковишникова в Нижнем Новгороде, хор Касторского в Пензе.

В 1880 году начал свою концертную деятельность хор А.Архангельского - один из первых, в который были введены женские голоса. К этому времени относятся расцвет оперных хоров: Большого театра в Москве (под руководством У.Овранека); Мариинским театром в Петербурге руководил Г.Казаченко, выступавшими с концертными программами.

С 60-х годов 19 века идёт развитие любительских хоров. Хору Бесплатной музыкальной школы Г.Ломакина были доступны трудные сочинения Палестрины, Аллегри, Баха, Генделя, гайдна, Моцарта, Перголези, Мендельсона, Вебера, русских композиторов – Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Кюи и др.

В 1902 году В.Булычёвым организована Московская симфоническая капелла. В 1900 году возник хор И.Юхова. В 1878 году создано Русское хоровое общество в Москве, Петербурге, чуть позднее в Пскове, Тамбове, Вологде, Барнауле и др.