На КП авиационного полка используются следующие
Штурманские принадлежности и справочные данные,
применяемые на пункте управления ап
Штурманское снаряжение и справочные данные предназначены для сокращения времени на выполнение предварительных (ПШР) и непосредственных штурманских расчетов (НШР) при управлении экипажами самолетов. Они используются как в период подготовки к наведению (полетам), так и в процессе управления экипажами.
В качестве штурманского снаряжения на КП используются:
- навигационные линейки НЛ-10м;
- транспортиры;
- линейки масштабно-временных и пропорциональных отрезков;
- циркули штурманские;
- палетки наведения;
- другие элементы штурманского снаряжения.
Большая часть штурманского снаряжения поступает на КП централизовано, а часть изготовляется личным составом КП.
справочные данные (расчетные пособия):
- летно-тактические характеристики самолетов по вариантам нагрузок;
- графики (таблицы) практической дальности (радиуса) и продолжительности полета конкретного типа самолета в зависимости от профиля и режима полета;
- графики (таблицы) набора высоты и разгона конкретного типа самолета;
- таблицы (графики) возможной продолжительности дежурства групп и одиночных самолетов в воздухе;
- графики (таблицы) для расчета подъема истребителей и ввода их в бой из положения дежурства на земле и в воздухе;
- графики (таблицы) дальности радиосвязи с самолетами;
- графики (схемы) зон видимости РЛС и ПРВ;
- графики (таблицы) для определения рубежей досягаемости по топливу и рубежей вывода самолетов из боя по остатку топлива;
- графики (таблицы) минутных (секундных) расходов топлива на форсаже и гарантийных остатков топлива для посадки на основном и запасных аэродромах;
- типовые схемы профилей и режимов (программ) полета самолетов;
- таблицы (графики) безопасных дистанций пробивания облаков вверх и вниз, данных для построения боевых порядков и роспуска самолетов на посадку;
- радиосигнальные таблицы переговоров, таблицы естественного освещения;
- табло индексов летного состава.
Кроме того, могут использоваться и другие справочные данные (расчетные и наглядные пособия), комплектация которых зависит от выполняемых задач и типов самолетов, состоящих на вооружении.
ОБУ должен отобрать и подготовить то штурманское снаряжение и справочные данные, которые будут необходимы для решения конкретных задач наведения, и удобно расположить их вблизи своего рабочего места.
Чтобы умело пользоваться штурманским снаряжением и справочными данными в процессе наведения, необходимо, в ходе тренировок (раздельных и совместных) отрабатывать индивидуальный штурманский глазомер и постоянно выполнять проверку правильности производимых в уме расчетов.
§ 2.3. Правила ведения радиообмена при полёте на перехват
В процессе управления между экипажами и ПУ ведется радиообмен по следующим установленным правилам:
- радиообмен ведется ровным, спокойным голосом, разборчиво и четко;
- радиообмен должен быть кратким и вестись с соблюдением правил СУВ;
- подаваемые команды должны быть четкими, целенаправленными, рационально построенными, не вызывающими сомнений у летного состава;
- ОБУ должен быть требовательным к экипажам самолетов в выполнении его команд;
- радиообмен должен соответствовать перечню типовых команд, приведенному в КБП рода авиации, а дополнительная информация должна быть краткой и понятной.
Деятельность летчика при наведении подразделяется на ряд подзадач и, в значительной мере, строится от команды к команде. В этих условиях возрастает значение рационального построения и содержания каждой команды. Количество запросов и команд должно быть минимальным.
Рациональное построение команд, подаваемых ОБУ, упрощает работу летчика, уменьшает дефицит времени в полете.
Следует исключить посторонние переговоры, а правила ведения радиообмена соблюдать неукоснительно.
Введение слов, не содержащих необходимой информации, засоряет радиообмен, приводит к бесполезному увеличению обмена информацией, усложняет анализ и оценку обстановки.
В процессе глазомерного наведения ОБУ подает летчику команды наведения, выдает целеуказания и информацию.
К о м а н д а – распоряжение с указанием конкретных действий, подлежащих немедленному выполнению.
Например: "120-й, разворот влево, крен 45, курс 90".
Ц е л е у к а з а н и е – передача данных о местоположении цели, задача на уничтожение которой поставлена, относительно истребителя.
Например: "120-й, цель справа под 10, дальность 30, выше 1000".
И н ф о р м а ц и я – передача сведений о воздушной обстановки, главным образом о действиях противника, на основании которых летчик может принять решение на последующие действия. Например: "120-й, слева на траверзе посторонний, дальность 5, высота 8000, с курсом 180".
При выполнении глазомерных наведений ОБУ вступает в радиосвязь с летчиком в среднем четыре раза в минуту. В ответственные моменты наведения интенсивность радиообмена значительно возрастает.
Кроме того, на завершающем этапе наведения к летчику непрерывно поступают звуковые сигналы от головок самонаводящихся ракет и их восприятие происходит на фоне шумов радиопомех переговоров.
Радиообмен должен вестись в следующем порядке:
1. До передачи команд и докладов необходимо прослушать эфир, продумать команду и убедиться в том, что другие экипажи не работают на передачу.
2. При возникновении особого случая в полете все экипажи, не ожидая указания ПУ, должны до минимума сократить или прекратить работу на передачу, обеспечив непрерывный радиообмен ПУ с экипажами, нуждающимися в помощи.
3. При устойчивой радиосвязи, гарантирующей точный прием команды, подтверждение получения команды передается словом "ПОНЯЛ" без повторного содержания команды.
Исключение должно составлять подтверждение на изменение эшелона полета с указанием его нового значения. Например: "121-й понял, 3600" и т.п.
В случаях, когда есть сомнения в правильности принятия команды, подтверждение приема команды дается ее повторением.
4. На каналах дивизионного, полкового управления и пеленгации экипажам самолетов и ПУ рекомендуется пользоваться последними тремя цифрами полного пятизначного индекса.
На каналах взаимодействия и других общих каналах необходимо пользоваться полными пятизначными индексами.
5. При работе на канале своей части разрешается работать без позывных ПУ. Например: "121-й на первом, 1200" и т.п.
Позывной ПУ экипаж обязательно употребляет только в случаях одновременного управления экипажами различных частей и соединений (с разных ПУ).
6. При выполнении групповых полетов радиосвязь ведет ведущей группы, а ведомые работают на прием, кроме случаев, требующих доклада ведущему или ПУ разрешение для взлета парой (группой) запрашивает ведущий (командир) группы.
При взлете групп одиночными самолетами ведомые экипажи разрешение на взлет не запрашивают, а взлетают по истечении установленного временного интервала взлета, по команде РП.
После роспуска группы каждый экипаж ведет радиообмен самостоятельно.
7. Для сокращения радиообмена единицы измерения значений курса, скорости, высоты, крена, остатка топлива не передаются.
Например: "110-й, курс 340, скорость 900", "110-й, высота 2000"и т.п.
8. В разрешающих командах, после индекса, следует исполнительная или информационная часть, а затем разрешение.
Например: "110-й, дальность 6, работу разрешаю".
В исполнительных командах должна соблюдаться определенная последовательность, уменьшающая нагрузку на память летчика.
Например: "110-й, разворот влево, крен 30, курс 160".
В запрещающих командах, после индекса, следует запрещающая часть, а далее необходимые действия.
Например: "110-й, атаку запрещаю, выключить форсаж".
Следует избегать односложных слов, отрицательной частицы "НЕ", а также слов с шипящими и глухими согласными, по возможности, заменять их синонимами.Например: вместо - "Висла, 110-й, не понял", надо передать - "Висла, 110-й, повторите".
Авиационные понятия, состоящие из двух слов, следует сокращать до одного слова, несущего основную смысловую нагрузку. Например: "110-й, остаток топлива?", следует передать: "110-й, остаток?".
Порядок ведения и содержание радиообмена при ведении воздушных боев приводится в КБП каждого рода авиации.
Содержание радиообмена при наведении в ЗПС цели,
летящей на средних и больших высотах:
1. При запуске:
л-к: "Ладога, 401-й запуск"
ОБУ: "401-й, запускайте, курс 310, высота 6000"
л-к: "401-й, запускаю"
2. При приеме управления:
РБЗ по ГГС: "КП, азимут 300, дальность 70, высота 2800, 401-й "
ОБУ по ГГС: "401-го наблюдаю, переводите на 6-й"
РБЗ: "401-й, режим УВД, переход на 6-й"
л-к: "401-й, понял, 6-й"
3. На канале наведения:
л-к: "Ладога, 401-й на 6-м, с курсом 310, 3000, в наборе до 6000, остаток 14,
к работе готов"
ОБУ: "401-й, Ладога, вправо (влево), курс 90, высота 6, скорость 900"
л-к: "401-й, понял"
4. После выполнения маневра:
л-к: "401-й, курс 90, высота 6, скорость 900"
ОБУ: "401-го понял"
5. При выходе в точку начала разворота (ТНР):
ОБУ: "401-й, разворот влево (вправо), крен 30 до курса 270, работа в ЗПС, цель на 4-х"
л-к: "401-й, понял"
6. После выхода на дальность обнаружения цели:
ОБУ: "401-му, излучение, режим «Догон», цель по курсу, слева (справа) под 10, дальность 20, ниже 2"
л-к: "401-й понял, 6000 горизонт"
ОБУ: "401-й, цель по курсу слева (справа) 10, дальность 18, ниже (выше) 2"
л-к: "401-й, 6000 горизонт"
7. После обнаружения цели летчиком на экране БРЛС или ТП:
л-к: "401-й, цель наблюдаю, отвечает (не отвечает)"
ОБУ: "401-й, цель Ваша, удаление 16, работу разрешаю"
л-к: "401-й понял, 6000 горизонт"
8. После захвата цели БРЛС или ТП:
л-к: "401-й, цель в захвате"
ОБУ: "401-й, дальность 14, после работы выход влево (вправо)"
л-к: "401-й, понял"
ОБУ:"401-й, цель по курсу (слева (справа)), дальность 12, ниже (выше) 2"
л-к: "401-й понял"
9. При выходе на дальность пуска ракет:
л-к: "401-й, пуск произвел, выхожу влево (вправо), остаток 8"
ОБУ: "401-й, выход влево (вправо), курс 150, высота 4500"
л-к: "401-й, понял, работу закончил".
10. На рубеже передачи управления:
ОБУ по ГГС: "РБЗ, азимут 300, дальность 70, 401-й"
РДЗ по ГГС: "КП, 401-го наблюдаю, переводите"
ОБУ: 401-й, удаление 65, переход на стартовый (7-й)"
л-к: "401-й, понял"
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое глазомерное наведение?
2. С какого момента начинается наведение?
3. Чем комплектуется рабочее место ОБУ?
4. Какая информация всегда должна быть нанесена на экранах ИКО и какая наносится при ведении боевых действий и выполнении боевых задач?
5. Какие действия производятся при подготовке рабочего места ОБУ к работе?
6. Для чего предназначен стол-планшет и какая информация наносится на карту стола-планшета?
7. Какие справочные данные (расчетные пособия) используются на КП авиационного полка?
8. Что используется в качестве штурманского снаряжения на КП?
9. Назовите справочные данные (расчетные пособия), используемые на КП авиационного полка.
10. Назовите правила ведения радиообмена при полёте на перехват.
11. Дать определение, что во время наведения называется:
- командой;
- целеуказанием;
- информацией.
12. В каком порядке должен вестись радиообмен?
13. В чем отличие между разрешающими, исполнительными и запрещающими командами?