PEST-анализ


Организации

Стратегический анализ внешней и внутренней среды

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

1. Где сейчас находится организация?

2. Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?

3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?

В качестве методов стратегического исследования внешней среды организации можно рассматривать SWOT-анализ, PEST-анализ, многофакторный анализ.

 

PEST – это аббревиатура четырех английских слов:

P – Policy – политика,

E – Economy – экономика,

S – Society – общество (социум),

T – Technology – технология.

Из названия метода видно, что среди бесчисленного множества факторов, характеризующих воздействие внешней среды на организацию, PEST-анализ выделяет 4 основные группы. Это означает, что данным инструментом стратегического анализа исследуется политический, экономический, социокультурный и технологический аспекты внешней среды организации.

При освоении PEST- анализа, особенно на начальном этапе рекомендуется использовать формат таблицы 1.

Табл. 1. PEST-анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации

________________________________________________________________

(наименование организации)

 

на перспективу до _______ года

Политика - P Экономика - E
Выборы Президента РФ Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)
Выборы Государственной Думы РФ Инфляция
Изменение законодательства РФ Динамика курса российского рубля к доллару США
Отношение Вашей организации с правительством и федеральной властью в целом Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ
Государственное влияние в отрасли, включая долю госсобственности Основные внешние издержки для вашей организации, в том числе:
Государственное регулирование конкуренции в отрасли 5.1 Затраты на энергоносители
   
N1   M1  
N+1 Сценарий № 1: политика M+1 Сценарий № 1: кономика
N+2 Сценарий № 2: политика M+2 Сценарий № 2: экономика
Социум - S Технология – T
Изменения в базовых ценностях Государственная технологическая политика
Изменения в уровне и стиле жизни Значимые тенденции в области НИОКР
Экологический фактор Новые патенты
Отношение к работе и отдыху Оценки скорости изменения и адаптации новых технологий
Отношение к образованию Новые продукты
Демографические изменения Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта организации
Изменение структуры доходов    
   
P1   K1  
P+1 Сценарий № 1: социум K+1 Сценарий № 1: технология
P+2 Сценарий № 2: социум K+2 Сценарий № 2: технология

В заключении по PEST-анализу отметим следующие две позиции:

1. Стратегический анализ каждого из указанных 4 компонентов должен быть достаточно системным, так как в жизни все эти компоненты между собой тесным и сложным образом взаимосвязаны. Значимое изменение любого из компонентов, как правило, влияет на всю цепочку. И такие изменения для конкретной организации в каждой конкретной ситуации могут стать или угрозой, или, наоборот, новой стратегической возможностью ее будущего бизнес успеха. PEST-анализ – это инструмент исторически сложившегося четырехэлементного стратегического анализа внешней среды.

2. Для каждой конкретной организации в ее внешней среде существует свой особый набор ключевых факторов, который непосредственно и наиболее существенным образом влияет на ее конкретный бизнес.

В качестве дополнения к PEST-анализу можно провести многофакторный анализ внешней среды, который кроме четырех вышеперечисленных основных факторов включает в себя и другие дополнительные факторы.