Стратегическое планирование развития экономики страны


 

Процесс разработки и утверждения стратегического плана развития экономики страны начинается с прогнозно-аналитической стадии, или стадии стратегического анализа развития национальной экономики, главная задача которой состоит в определении допустимого набора вариантов развития национальной экономики на основе анализа хода исследуемых процессов в прошлом и прогнозирования их возможного протекания в будущем. На этом этапе реализуется на практике принцип вариантности планирования, формируются требования к развитию национальной экономики, которые позволят реализовать возможные социально-экономические цели.

Важнейшим требованием, которое должно реализовываться на данной стадии разработки государственного стратегического плана, является поиск возможных вариантов развития экономики страны.

Основные этапы проведения стратегического анализа развития национальной экономики представлены на рисунке 8.

 

Стратегический анализ развития национальной экономики является первым этапом работ по обоснованию и разработке концепции социально-экономического развития страны (региона) или стратегического плана муниципального образования.

На первом этапе проведения стратегического анализа используется соответствующая информация статистических органов, материалы отраслевых, общественных и других учреждений и организаций. Основная цель этого этапа анализа – оценить эффективность предыдущей стратегии развития страны, различные аспекты функционирования и развития элементов национальной экономики.

В качестве основных аспектов проведения такого анализа можно назвать:

· комплексный анализ и оценка места и роли страны в мировой экономике и системе международного разделения труда, конкурентоспособности национальной экономики;

· анализ и оценка степени фактического использования основных условий и факторов, которые можно отнести к числу стратегических преимуществ, которыми располагает страна;

· выявление и оценка позитивных и негативных тенденций в развитии как национальной экономики в целом, так и ее отдельных элементов;

· анализ и оценка структурных изменений в национальной экономике и соблюдение принципа пропорциональности ее развития;

· анализ и оценка влияния институциональных и организационных изменений в национальной экономике как на эффективность ее функционирования и развития, так и на важнейшие параметры социального развития;

· анализ и выявление условий и факторов, ограничивающих развитие национальной экономики.

Второй этап проведения стратегического анализа развития национальной экономики носит предварительный характер, поскольку тесно связан с последующим выбором определенного варианта будущего развития национальной экономики.

Целеполагание является очень важным и достаточно сложным этапом формирования стратегического плана экономического развития страны. Оно предполагает описание желаемого состояния национальной экономики и общества в целом к определенному сроку с учетом важнейших аспектов их функционирования.

Многофункциональность национальной экономики предполагает многоуровневую систему целей, которую целесообразно оформить в виде «дерева целей». Каждая из целей должна быть увязана с количественными показателями деятельности соответствующих объектов национальной экономики, которые позволяют ее количественно измерить.

Цели социально-экономического развития страны могут выражаться с помощью совокупности качественных и количественных характеристик – целевых установок (ориентиров), целевых показателей и нормативов. Количественная определенность цели может обеспечиваться разработкой целевых показателей – количественных характеристик объекта целеполагания на определенный момент времени и целевых нормативов – значений целевых показателей, которые соответствуют требуемому научно обоснованному уровню конечного (желаемого) состояния социально-экономического развития страны.

В качестве главных целевых установок в социально-экономическом развитии страны могут применяться: во-первых, обеспечение качества жизни населения страны (общегосударственные социальные стандарты); во-вторых, обеспечение необходимых темпов экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики.

Стратегия развития экономики страныопределяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его главных целей. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода.

Абсолютным критерием качества стратегии развития экономики страны является степень ее соответствия социально эффективной стратегии государства. Социально эффективная стратегия обеспечивает устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов. Нарушение хотя бы одного из этих принципов означает реализацию государством корпоративной стратегии в эгоистических интересах властвующего социального слоя (корпорации) за счет снижения жизни уровня всех остальных.

В качестве «функциональных» стратегий на макроуровне формируются стратегии управления по сферам национальной экономики, которые затем ложатся в основу государственной экономической политики. Примером таких стратегий являются стратегии в области научно-технического развития экономики, инвестиционной деятельности, социальной сферы и др. (см. приложение 1).

Основными документами стратегического характера на макроуровне являются концепция развития национальный экономики, государственный стратегический план, государственные стратегические программы и проекты стратегических планов.

Концепцию развития национальной экономики (концепцию социально-экономического развития страны)следует рассматривать в качестве одного из важнейших документов стратегического характера. Она призвана выразить общий замысел, включающий определение стратегических целей развития национальной экономики и средств их реализации исходя из учета и обеспечения сочетания государственных, региональных и местных интересов.

Главная цель формирования концепции – определение стратегических ориентиров и целей развития национальной экономики, основных направлений и механизмов их реализации.

Структура (основные разделы) концепцииможет иметь следующее содержание:

Раздел I. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации.

Раздел II. Стратегические цели и приоритеты развития национальной экономики.

Раздел III. Основные направления реализации стратегических целей.

Раздел IV. Механизм реализации концепции развития национальной экономики.

Выбор стратегии развития страны в значительной степени определяется состоянием ее социально-экономического потенциала. Стартовый социально-экономический потенциал страны может условно характеризоваться тремя основными составляющими (рисунок 9).

При анализе стартового потенциала страны важное место занимает оценка эффективности его использования. В общем случае критерий эффективности использования стартового социально-экономического потенциала страны может определяться как отношение результата (эффекта) от реализации социально-экономического потенциала к затратам, которые потребовались для его достижения.

 

Блок ресурсных потенциалов

Во втором разделе концепции социально-экономического развития страны формируются стратегические цели ее социально-экономического развития.

На основе концепции разрабатывается государственный стратегический план. Он представляет собой документ, в котором отражается представление о будущем состоянии и тенденциях развития национальной экономики и дается характеристика системы мер для реализации выбранной стратегии развития национальной экономики.

Содержание механизма реализации государственного стратегического планазаключается в целенаправленном воздействии организационных структур представительной и исполнительной власти на субъекты хозяйствования всех форм собственности в интересах достижения намеченных целей стратегического плана. Этот механизм должен предусматривать разработку специального инструментария его реализации в виде государственных программ, контрактной системы (системы государственных заданий и заказов) и экономических стимулов.

Стратегические программы – это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей и задач, наиболее эффективными путями в установленные сроки.

Стратегические программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать:

· перечень основных решаемых ею задач;

· совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется;

· расчет прямых и косвенных затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов;

· распределение заданий по срокам и исполнителям.

Проект стратегического плана, по сути, представляет собой проект управленческого решения по реализации стратегии и политики соответствующих субъектов управления.

В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты развития соответствующих объектов управления с тем, чтобы было возможно:

· выбрать оптимальный в данной хозяйственной ситуации проект стратегического плана;

· иметь в наличии такой вариант проекта стратегического плана, который в будущем будет соответствовать изменившимся условиям хозяйствования или рыночной конъюнктуры.

Проект стратегического плана не является директивой, подлежащей безусловному исполнению. Свойство той или иной степени директивности (обязательности) он приобретает после его утверждения в установленном порядке. В рыночной экономике самая высокая степень обязательности выполнения показателей стратегического плана – на уровне первичного звена национальной экономике (хозяйствующих субъектов). По мере повышения уровня управления степень обязательности (директивности) ослабляется и обеспечивается не административным принуждением, а институтами права и экономическими методами.

Единственным видом плана, приобретшим силу закона в условиях рыночного хозяйства, является государственный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Но они выполнимы в той мере, в какой предвидимая конъюнктура национальной экономики соответствует фактически сложившейся.