Историческая роль римского права.


Предмет, система, периодизация римского права.

План

РИМСКОГО ПРАВА

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА

Лекция 1

Целостность эго или отчаяние (от 65 лет и старше).

Генеративность(целеустремленность, продуктивность) или стагнация(обеднение личной жизни, регрессия)(от 40 до 65 лет).

В период взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, можно уделить больше внимания другим людям, оказать им помощь. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разрешении преды­дущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней оза­боченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои психологи­ческие потребности, уберечь свой покой и т. п.

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-ново­му оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворе­ние, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то ре­зультатом является обретение им чувства целостности. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство от­чаяния.

Относительно восьми стадий, Эриксон предполагал, что каждая из них строится на основании того, что было создано ранее. Хотя при­способления, сделанные человеком на одной из стадий, могут пересматриваться или изменяться в дальнейшем, наиболее предпочтительным ходом развития яв­ляется «позитивное» разрешение конфликта или кризиса развития на каждой из них. Например, дети, не получившие достаточно внимания и любви в период мла­денчества, могут компенсировать это, если получат огромное количество внима­ния на последующих стадиях. Тем не менее развитие происходит более гладко, ес­ли дети в младенческом возрасте получают все, что им нужно, и выходят из него с прочным чувством доверия к другим людям и к окружающему их миру.

 

Тема №41. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Ключевые понятия Пиаже.

См. Тему №22. 1й семестр.

 

Тема №42. Качественное своеобразие детской логики и представление ребенка о мире. Эгоцентризм. Стадии развития интеллекта.

 

Тема №43. Актуализация знаний, подведение итогов.

.

 

І. Право в объективном смысле слова понимается нами как совокупность правовых норм, в субъективном смысле – правомочия, принадлежащие субъекту права. Римляне не проводили этого различия. Издавна они смотрели на знания права как на исскуство, доступное лишь мудрейшим, считая, что «право – есть исскуство добра и справедливости». Ius est ars boni et aegue.

Известный римский юрист Ульпиан говорит о двух областях права: ius publicum и ius privatum. Здесь противопоставляются интересы государства, общества интересам отдельного гражданина. Понятие этих областей права не совпадает с современным.

К публичному праву Ульпиан относил «все то, что обращено к положению Рима, к святыням, жрецам, магистратам ... Частное же право относится к пользе отдельных лиц».

Таким образом, критерием различия служит характер интересов, защищаемых правом. К области публичного права принадлежат нормы права, защищающие интересы государства, а к области частного права – нормы, защищающие интересы отдельных граждан Римской империи. Хотя в целом взаимоотношения требований публичного и частного права были отрегулированы только условно.

Помимо публичного и частного в систему римского права входили право народов и естественное право (см. табл. 1.1).

Публичное право включает в себя: государственное, административное, уголовное, финансовое, культовое, военное, международ­ное право.

Частное право – квиритское, цивильное право: личные, имущественные, семейные, обязательственные, наследственные, процессуальные отношения. Определенную роль в развитии квиритского, цивильного права сыграли священнослужители Рима – понтифики. Несмотря на буквоедство, формализм понтифики развивали квиритсткое, гражданское право, напрявляя его по прогрессивному течению. Понтифики прислушивались к голосу граждан, жизни и при необходимости вносили изменение в право.

Цивильное, а еще ранее квиритское древнее право отличало то, что оно было: во-первых, сугубо национальным; во-вторых, тесно связано с религией; в-третьих, ему характерен консерватизм, формализм; в-четвертых, по своему характеру это право формировалось по принципу системы исков (есть иск – есть право, нет иска – нет права).

Особое место занимало в римском праве естественное правонадгосударственное, всемирное и идеальное право, свойственное всем людям (см. табл. 1.2). Естественное право являлось источником всего римского права, выражало сумму представлений и норм относительно таких понятий как «добро», «зло», «справедливость», «правонарушение», «правомерность». Ряд положений из этих представлений изложены в работе Цицерона «Об обязанностях». По мнению Ульпиана ius naturale – «это все то, чему природа научила все живое, поскольку это право принадлежит не только людям, но и животным».

Следующая составная часть римского права – право народов(ius gentium) – прообраз современного международного права, право завоеванных Римом народов – перегринов: это имущественное право, созданное судебной практикой. Направлено оно было на решение имущественных споров между чужеземцами (peregrini) и между чужеземцами и римлянами. Право народов стало универсальным средством, применимым ко всему населению Римской империи.

Ius gentium от ius civile отличалось: во-первых, большей мобильностью, гибкостью; во-вторых, способностью приспосабливаться к требованиям времени; в-третьих, это право было рассчитано на широкий круг участников тех или иных отношений; в-четвертых, оно было менее консервативно и имело больший круг источников права.