Виды списывания


Тема. Виды упражнений в правописании

Лекционное занятие

Цель. Раскрыть сущность и методику работы над основными орфографическими упражнениями: списывание, диктант, комментируемое письмо.

Задачи:

1. Раскрыть значение, виды и механизм списывания.

2.Способствовать развитию обобщать полученные знания, анализировать и конкретизировать материал темы.

3. Воспитывать чувство сотрудничества.

План.

1. Имитативные упражнения (виды списывания).

2. Диктант, его виды.

3. Грамматико – орфографическое комментирование.

Литература:

1. Русский язык в начальных классах. теория и практика обучения. Под ред. М.С.Соловейчик. - М.: Просвещение,2006.

2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. пособие для учителей. - М.: Изд-во Флинта, 2008.

3. Львош М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 2000.

Умение сознательно путем рассуждений решать орфографические задачи – это лишь предпосылки грамотности. Действительно грамотный человек не размышляет во время письма над тем, почему он пишет так, а не иначе. Для того чтобы стать фундаментом речевой деятельности, письмо без ошибок должно достичь автоматизма. Автоматизм навыка формируется в результате многократных повторений действия, другими словами, в результате упражнений.

Поскольку практически все методические пособия по обучению орфографии включает в себя описания орфографических упражнений, остановимся только на тех, которые представляются особенно важными с позиций фонематического подхода к правописанию.

 

* ИМИТАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Одним из распространенных видов упражнений, используемых на уроках грамматики и правописания, считается списывание.

Списывание – это орфографическое упражнение, состоящее в записи обозреваемых текстов. Значение – развитие орфографической зоркости.

История методики свидетельствует, что взгляды на описывание ка на прием обучения правописанию несколько раз изменялись, поэтому в разное время в системе орфографических упражнений списыванию отводилось то ведущее место, то роль его для выработки навыков грамотного письма считалась ничтожной. (70-80% текстового материала: цель – списывание).

 

               
       
 
 

 


По характеру операций По цели проведения По объему По структуре языкового материала
-списывание с грамматическим или орфографическим комментированием; -списывание с выделением орфограмм или грамматических форм; - списывание со вставкой пропущенных букв (слов); - списывание с частичной перестройкой текста! (мало) (изм. форм гл., н-р); -списывание с грамматическим разбором путем условного подчеркивания и пр. - обучающее -контрольное - полное - выборочное - буквенное - слоговое - сп.слов - сп.предложений -сп.текста