Эволюция центральных органов власти в 60-90-е годы XIX века.


Контрреформы Александра III

V попыток конституционного ограничения монархии.

V просвещенного абсолютизма,

v абсолютной монархии;

 

 

Контрреформы - ряд мероприятий императо­ра Александра III, проведенных в 1889-1894 гг. с целью укрепления само­державия за счет пересмотра умеренно-буржуазных реформ 60-70 гг.

Главное место в системе контрреформ занимало Положение о земских начальниках 1889 г., которое должно было вернуть помещикам вотчинную власть, ослабленную в результате крестьянской реформы.

· В руках зем­ских начальников сосредоточивалась вся полнота судебной и администра­тивной власти в уезде.

· Им полностью было подчинено крестьянское само­управление.

· Мировые судьи в уездах упразднялись и подсудность их дел перешла к земским начальникам (частично к волостным судам).

· Земский начальник обладал широкими правами

и в отношении волост­ных судов; он назначал

волостных судей из числа кандидатов,

представленных ему сельскими сходами, мог

приостановить приговор волостного суда.

По городской контрреформе 1892 г., в результате восстановления высокого имущественного ценза мелкие торговцы и ремесленники были полностью лишены избирательных прав; преимущество при выборах городских дум было отдано крупным торговцам и промышленникам.

Начался пересмотр судебной реформы 1864 г.

· (в уездах были упразднены мировые судьи;

· из ведения суда присяжных был изъят ряд дел.

Для усиления борьбы с растущим революционным движением повышалась роль карательных органов.

На основе Положения о мерах и охране государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г. при Министре внутренних дел было создано Особое совещание, которое имело право ссылки и заключения в арестантских домах до пяти лет в административном порядке. Предусматривалось объявление той или иной местности или всей страны на исключительном положении в формах усиленной и чрезвычайной охраны. В этом случае губернатор мог арестовывать без суда и следствия всех внушающих подозрение лиц, закрывать собрания, фабрики, заводы, торговые предприятия.

В 1892 г. были изданы Правила о местностях, состоящих на военном положении. В случае введения военного положения вся полнота власти передавалась военным органам, а в отношении дел о преступлениях общего характера широко применялась военная юстиция.

· В 60-90-е гг. XIX в. вся полнота власти продолжает оставаться у императора.

· Однако властные полномочия императора рассредоточиваются в других органах власти, т. е. происходит ее деконцентрация.

· Все большую роль играет бюрократия. Создана канцелярия жалоб и прошений на высочайшее имя, подчиняющаяся непосредственно императору, куда мог обратиться любой подданный.

Это орган, который находился бы между народом и императором. С одной стороны, этот орган будет помогать императору в управлении, с другой - брать на себя гнев народа, ссылаясь на бюрократов.

· Государственный совет сохраняется как высший законосовещатель­ный орган, велика его роль в подготовке реформ, особенно судебной.

· Но­вое структурное подразделение - департамент промышленности, наук и торговли.

· Остаются министерства, действовавшие по положению 1867 г.

· Сохра­няется координационный орган - Комитет министров, но его влияние на отраслевое и территориальное управление остается слабым, основное внимание уделяется административным делам.

· С 1861 г. действует Совет министров, теперь официально. В его состав входят наиболее авторитет­ные министры, управляющие высшими комитетами, ряд приближенных к царю и прочая верхушка государственных чиновников.

· Председателем Совета министров становится император, он и выносит большинство во­просов на обсуждение данного органа.

· Сохраняется собственная канцелярия Его Императорского Величе­ства. В 1882 г. второе отделение упразднено, его дела переданы в Государ­ственный совет.

· В 1866 г. при нем Правительствующий Сенат после судебной реформы стал высшим органом суда и надзора открыты комиссии по граждан­ским делам и уголовные кассационные департаменты. Остаются также и Другие департаменты, например первый департамент, осуществлявший надзор за местным управлением и судом.

· Сохраняется Святейший синод, возглавляемый обер-прокурором 1880 по 1905 г. - Победоносцевым.

· В этот период происходит деформация судебных уставов 1864 г., которую можно разделить на следующие части:

- независимость суда была ущемлена после появления земских участковых начальников.

- В 37 губерниях мировой суд был ликвидирован, и остался только в девяти самых крупных городах;

- принцип несменяемости судей также пострадал, создано дисциплинарное присутствие Сената. За дисциплинарное нарушение могли снять с должности, перевести на другую или же сослать на другую должность, например в Сибирь;

- принцип гласности. Уже в 70-е гг. по политическим делам гласность ограничивалась, а с 1887 г. министр юстиции мог сделать закрытым любое разбирательство дела.

- В 1872 г. создается особое присутствие Сената,

в него вошло пять сенаторов, назначаемых царем

по списку, составленно­му Министерством

внутренних дел. В особом присутствии разбирались

самые крупные политические дела, однако

некоторые черты состяза­тельности всё же сохраняются.

- В 1889 г. из юрисдикции суда присяжных изъят обширный круг дел, предусмотренный по 37 статьям Уложения «О наказаниях» в редакции 1885 г.

- С 1872 г. созданы военно-окружные суды, где уставы вообще не действуют. С конца XIX в. действие судебных уставов стало распростра­няться на Сибирь (до этого там не действовали суды подобной системы).

Общие выводы: