Военная реформа.
Судьи назначались императором по представлению министра юстиции.
Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и рассматривали наиболее важные государственные и должностные преступления в качестве суда первой инстанции.
Дознание проводилось жандармерией, предварительное следствие – членом судебной палаты.
Сенатявлялся высшей кассационной инстанцией для всех судебных органов.
В результате реформы была создана адвокатура –
для защиты в уголовном процессе и представительства по гражданским делам, и нотариат – для оформления и удостоверения сделок.
Прокуратура.
Большое значение для утверждения новых демократических принципов судопроизводства имела и реорганизация прокуратуры. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой.
v Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности»,
v то теперь главной его задачей становился надзор дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде.
v Новая прокуратура создавалась при судах.
В соответствии с судебными уставами учреждались должности прокурора судебной палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции как генерал-прокурора.
Финансовая реформа
Направлений мероприятий:
v Централизация финансов: государство не могло допустить, чтобы деньги были бесконтрольны.
v Учрежден Государственный банк России.
v Все денежные средства государства хранились на счетах государственного казначейства в Государственном банке.
v Ликвидирована бюджетная самостоятельность министерств, введен государственный бюджет.
v С 1862 г.введена гласность бюджета, роспись доходов и расходов стала публиковаться в печати.
v В 1864 г. реорганизован государственный контроль — теперь проверяются все расходы и их целесообразность,
v с 1866 г. его отчеты тоже стали публиковаться.
v Государственный контроль никогда не был министерством, у государственного контроля особый статус.
Отмена государственной кредитной монополии привела к созданию широкой сети коммерческих банков.
- На первом этапе реформы был сокращен срок службы рекрутов (с 25 до 15 лет) и несколько улучшена подготовка офицерских кадров.
- Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась вплоть до 1874 г.
1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, вводившийся для всего мужского населения «без различия состояний».
- Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию.
- Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий), зачислялись в ополчение.
- Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла шесть лет и служба в запасе – девять лет).
- Сроки службы во флоте соответственно составляли семь и три года.
- Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним – до полутора лет.
- Для получения офицерского звания требовалось специальное военное образование.
- Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративности и сословности, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы.
Таким образом, армия состояла из кадровых, резервных и запасных (тыловых войск). Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах»!
военных гимназиях и военных академиях (командных, юридических медицинских).
Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях