Вклад социобиологии и этологии в изучение человека


Социобиология человека – наука о социаль­ной организации, выявляющая сходство между социальным пове­дением человека и животных и механизмы генетической обусловленности социального поведения человека. Ее основная идея заключается в том, что «человек разумный» есть обычный биоло­гический вид с генетически разнообразным поведением. У челове­ка, как любого другого вида, не может быть целей, кото­рые возникали бы вне его собственной биологической природы. Социобиология утверждает, что культура никогда не сможет сделать из человека альтруиста, поскольку это противоречит его биологической природе.

Генетика вкупе с социобиологией изучает вопрос о том, суще­ствуют ли гены эгоизма, альтруизма, т.е. наследуются ли черты характера или они социально обусловлены воспитанием. Под гeнетическую детерминацию попадает инцестовое торможение, кон­фликт отцов и детей, война, территориальность, различная ориентация полов, страх детей перед чужими людьми, предрасположенность к совершению тяжких преступлений* и т.д. Стремле­ние сохранить свой престиж и достоинство также врожденно. Мышление, с точки зрения социобиологии, свободно от гене­тического влияния.

Этология еще до социобиологии показала, что в человеке много свойственного животным. Агрессивность и садизм человека соот­ветствует агрессивности животных. Как и в животном мире, агрессивность больше присуща мужчинам. Войны и кризисы являются, по сути, внутривидовой конкуренцией, приводящей в конечном итоге к отбору. В то же время отбор в результате внутривидовой борьбы может быть отрицателен для вида. «Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человече­ству в современных условиях культурно-исторического и техничес­кого развития», – предостерегает К. Лоренц.

Как преодолевается эта опасность в животном мире? Отказ от борьбы известен и у животных. Слабое животное ложится в наиболее уязвимое положение при приближении к ней другого более сильного агрессивно настроенного животного. У сильного животного срабатывает некий механизм торможения, он не растерзывает слабую особь. Аналогичные механизмы торможения присутствуют и в человеческой культуре в виде системы запретов (заповеди Моисея и Христа) и законов.

У многих высших животных, особенно у обезьян, групповое поведение взрослых особей в большой степени зависит от того, каковы были их отношения с матерью в пору детства. Нормальная материнская любовь, выражающаяся в полноценном уходе за детенышем, во всей ее глубине и сложности необходима для последующего развития многих форм общения с сородичами. Полученные в клиниках данные свидетельствуют о том, что и у человека дело обстоит сходным образом.

Потребность к игре свойственна только наиболее психически развитым животным и человеку. В игре – особенно у молодых животных – всегда присутствует эле­мент открытия. Игра способствует психическому развитию организма. Стремление к постижению чего-то нового присуще человеку, причем мужчинам в большей степени, чем женщи­нам. В создании новых ситуаций видят суть искусства.