Проблема появления человека на Земле


В основных мировых религиях существует представление о божественном творении человека. В индийской мифологии мир происходит из первого прачеловека – Пуруши. Христианская историософия относит начало существование человечества к 5509 г. до н.э. «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему... И сотворил Бог человека по образу своему» (Бытие. 1.26, 27).

Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано представление о тотемах). В античности высказывались мысли о естественном происхождения людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили о сходстве человека и обезьяны (Ганнон из Карфагена). В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии о происхождении человека от внеземных существ посещавших Землю или даже от скрещивания космических пришельцев с обезьянами.

В середине XVIII в. К. Линней положил начало научным представлениям о происхождении человека. В своей «Системе природы» (1735) он отнес человека к животному миру и указал на его родство с человекообразными обезьянами. Голландский анатом П. Кампер доказал глубокое родство в строении основных органов человека и животных. В 40 – 50-х гг. XIX в. французский археолог Буше де Перта доказал, что грубо оббитые каменные орудия, обнаруживаемые в ходе археологических раскопок, представляют собой орудия труда первобытного человека – современника мамонтов и шерстистых носорогов. В 1871 г. вышел в свет труд Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». На громадном фактическом материале (из сравнительной анатомии, зоогеографии, истории, археологии) Ч. Дарвин обосновал положения о животном происхождении человека и о том, что современные человекообразные обезьяны представляют собой боковые ветви его эволюции, а человек ведет свое происхождение от каких-то вымерших более нейтральных форм. Симиальная (обезьянья) концепция Ч. Дарвина о происхождении человека от высокоразвитых предков современных обезьян в последнее время получила генетическое подтверждение. У человека и шимпанзе отмечен 91 % сходных генов, а линия шимпанзе отделилась от линии, ведущей к человеку всего 5 – 8 млн. лет назад.

Поскольку человек является не только биологическим, но и социальным существом, то в его эволюции кроме биологических факторов важную роль должны были играть социокультурные факторы. Важнейшим для человека социокультурным фактором, по мнению Ф. Энгельса, стал труд. В своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс отметил, что труд – не только средство преобразования окружающей среды и удовлетворения потребностей человека, но и средство изменения самого человека.