Биосоциальная сущность человека


Сход­ства человека с животными. Они определяются, во-первых, веще­ственным составом, строением и поведением организмов. Чело­век состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и живот­ные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека и животных много схожего. Животные, также как и люди, испытывают различные эмоции: чувства радости, горя, тоски, вины и т.п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии все стадии эволюции челове­ка. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, ко­торые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс, волосяной покров).

Отличия человека от животных. К ним, прежде всего, относится разум, который проявляется в понятийном мышлении. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда кон­кретно. Человек, в отличие от животных, способен формировать отвлеченные, абстрактные представления о пред­метах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. У животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (например, у дельфинов). Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой – у животных) – общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.

Что такое слово? C позиций библейской и философских систем Платона и Гегеля разум и слово появились задолго до человека, а не изобретены им. Они организовали биологическую материю, а затем были вложены в человека. В естествознании существует гипотеза немецкого антрополога М. Мюллера о происхождении речи из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи.

Способность к труду – третье фундаментальное отличие человека от животных. Многие животные для обеспечения себя пищей или для того, чтобы обезопасить себя от врагов способны совершать какие-то действия, при этом высшие животные могут даже использовать какие-то предметы: веточки, палки или камни. Но только человек способен изготовлять орудия труда. В его деятельности присутствует творчество. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что, в конечном счете, труд создал человека.

Способность человека к труду способствовала развитию других характерных только для него качеств: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака челове­ка, повлиявших на развитие культуры – использование огня и захоронение трупов.