Древнерусское государство в своем развитии прошло три этапа.


Обозначились в VII - VШ вв. н.э.

Предпосылки образования государственности

· Союзы племен. Предположительно таких союзов было 14, наиболее крупные из них объединяли до десяти племен. В начале существования этих союзов племен формой управления была военная демократия.

· Возрастающая необходимость защиты союза племен от угрозы нападения внешних врагов способствовало росту общественного положения князя и его дружины.

· Поддержка дружины позволяла предводителю нарушать обычаи и тра­диции, вводить свои порядки. Военная демократия постепенно перераста­ла в военно-иерархическое правление — княжеское.

· Раз­вивался процесс преобразования органов самоуправления в государствен­ные органы. Союзы племен отличались более высоким уровнем управления, орга­ны общественного самоуправления превращались в государственный ап­парат князя.

· Формировался государственный строй, важным признаком которого было появление особой, отделенной от народа публичной вла­сти, со специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию.

 

Первый этап - в форме раннефеодального государства (конец 1Х-Х вв.). Этот период характеризуется завершением процесса объединения славян­ских племен в единое государство, формированием и совершенствовани­ем государственного аппарата и военной организации.

Второй этап - период расцвета Киевской Руси (конец X - первая поло­вина XI вв.).

Третий этап - вторая половина XI в. - первая половина XII в. - период экономического и политического ослабления Руси. Во второй половине XIв. наметились тенденции к феодальной раздробленности.

Основные теории образования Древнерусского го­сударства:

  1. Норманнская теория происхождения древнерусского государства

В XVIII в. немецкими учеными Г.З. Байером, ЦФ. Миллером и А.Л. Шлецером, приглашенными в Академию Наук России, была создана так называемая норманнская теория.

Самая известная летопись того времени - «Повесть временных лет» сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хаза­рам, а северные - варягам, что последние прогнали варягов, но потом пе­редумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для ула­живания возникших споров.

Тут-то летописец и произнес знаменитую фразу: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжите и володети нами» В Повести говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опираясь на которую сторонники этой теории делают вывод о том, что братья-варяги основали Древнерусское госу­дарство и дали ему название «Русь»;

Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возраже­ний, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того - обосновать неспособность русского народа к созида­тельной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его «хроническую» политическую и культурную отсталость.

  1. «Антинорманнская теория» происхождения древнерусского государства

М.В. Ломоносов, В Т.Белинский, Н.И. Костомаров считали, что образова­ние Древнерусского государства явилось следствием глу­боких эволюционных исторических процессов (разложе­ние первобытнообщинного строя и развитие феодальных отношений), а не было создано выходцами из Скан­динавии.

Опровергая норманнское происхождение слова «Русь», российские исследователи доказали, что племя «росы существовало среди восточных славян задолго до появления варяжских князей.

Главным опровержением норманнской теории, ука­зывали они, является достаточно высокий уровень социального и полити­ческого развития восточного славянства в IX в.

По уровню своего разви­тия славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государ­ственного строительства у них они не могли. Государство не может орга­низовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже са­мых выдающихся мужей.

 

Социальная структура общества состояла из:

· феодалов (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри).

Фео­далы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную орга­низацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения. Русская Правда, например, устанавливает двойную виру в 80 гривен за убийство княже­ских слуг, тиунов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках она молчит, из чего можно заключить, что вероятнее всего за посягатель­ство на их жизнь полагалась смертная казнь.

Два пути формирования класса бояр:

Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя, т.н. земские бояре.

Во-вторых, бояре княжеские - бояре-огнищане, княжьи мужи. Они были в про­шлом дружинниками князя, а во время военных походов становились ядром русского войска. Постоянно находясь при князе, дружинники вы­полняли различные его задания по управлению государством, были совет­никами князя по вопросам внутренней и внешней политики. За эту служ­бу князю дружинники наделялись землей и становились боярами.

В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают.

· Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на на­чальном этапе ее развития. После при­нятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. В ру­ках у митрополитов и епископов было сосредоточено большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги, холопы и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание.

· свободных общинников (сельские и городские «люди»);

Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «луч­ших» или «вятших», т. е. зажиточных, и «молодших» или «черных», т. е. бедных. По занятиям своим они назывались купцами или «гостями» и ремесленниками.

Смерды (крестьяне-общинники);Они были свободными людьми, имели свою пашню и свое хозяйство.

· закупов (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий «купу»);

Если смерд шел в батраки к землевладельцу и работал на его земле, то он не считался самостоятель­ным человеком и носил название «закупа». Закуп, однако, не был рабом, он мог снова стать смердом, если мог рассчитаться со своим хозяином

· изгоев (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом);

· челяди и холопов (придворные рабы);