Древнерусское государство в своем развитии прошло три этапа.
Обозначились в VII - VШ вв. н.э.
Предпосылки образования государственности
· Союзы племен. Предположительно таких союзов было 14, наиболее крупные из них объединяли до десяти племен. В начале существования этих союзов племен формой управления была военная демократия.
· Возрастающая необходимость защиты союза племен от угрозы нападения внешних врагов способствовало росту общественного положения князя и его дружины.
· Поддержка дружины позволяла предводителю нарушать обычаи и традиции, вводить свои порядки. Военная демократия постепенно перерастала в военно-иерархическое правление — княжеское.
· Развивался процесс преобразования органов самоуправления в государственные органы. Союзы племен отличались более высоким уровнем управления, органы общественного самоуправления превращались в государственный аппарат князя.
· Формировался государственный строй, важным признаком которого было появление особой, отделенной от народа публичной власти, со специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию.
Первый этап - в форме раннефеодального государства (конец 1Х-Х вв.). Этот период характеризуется завершением процесса объединения славянских племен в единое государство, формированием и совершенствованием государственного аппарата и военной организации.
Второй этап - период расцвета Киевской Руси (конец X - первая половина XI вв.).
Третий этап - вторая половина XI в. - первая половина XII в. - период экономического и политического ослабления Руси. Во второй половине XIв. наметились тенденции к феодальной раздробленности.
Основные теории образования Древнерусского государства:
- Норманнская теория происхождения древнерусского государства
В XVIII в. немецкими учеными Г.З. Байером, ЦФ. Миллером и А.Л. Шлецером, приглашенными в Академию Наук России, была создана так называемая норманнская теория.
Самая известная летопись того времени - «Повесть временных лет» сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров.
Тут-то летописец и произнес знаменитую фразу: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжите и володети нами» В Повести говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опираясь на которую сторонники этой теории делают вывод о том, что братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название «Русь»;
Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того - обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его «хроническую» политическую и культурную отсталость.
- «Антинорманнская теория» происхождения древнерусского государства
М.В. Ломоносов, В Т.Белинский, Н.И. Костомаров считали, что образование Древнерусского государства явилось следствием глубоких эволюционных исторических процессов (разложение первобытнообщинного строя и развитие феодальных отношений), а не было создано выходцами из Скандинавии.
Опровергая норманнское происхождение слова «Русь», российские исследователи доказали, что племя «росы существовало среди восточных славян задолго до появления варяжских князей.
Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в.
По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей.
Социальная структура общества состояла из:
· феодалов (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри).
Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения. Русская Правда, например, устанавливает двойную виру в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках она молчит, из чего можно заключить, что вероятнее всего за посягательство на их жизнь полагалась смертная казнь.
Два пути формирования класса бояр:
Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя, т.н. земские бояре.
Во-вторых, бояре княжеские - бояре-огнищане, княжьи мужи. Они были в прошлом дружинниками князя, а во время военных походов становились ядром русского войска. Постоянно находясь при князе, дружинники выполняли различные его задания по управлению государством, были советниками князя по вопросам внутренней и внешней политики. За эту службу князю дружинники наделялись землей и становились боярами.
В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают.
· Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. В руках у митрополитов и епископов было сосредоточено большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги, холопы и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание.
· свободных общинников (сельские и городские «люди»);
Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших» или «вятших», т. е. зажиточных, и «молодших» или «черных», т. е. бедных. По занятиям своим они назывались купцами или «гостями» и ремесленниками.
Смерды (крестьяне-общинники);Они были свободными людьми, имели свою пашню и свое хозяйство.
· закупов (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий «купу»);
Если смерд шел в батраки к землевладельцу и работал на его земле, то он не считался самостоятельным человеком и носил название «закупа». Закуп, однако, не был рабом, он мог снова стать смердом, если мог рассчитаться со своим хозяином
· изгоев (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом);
· челяди и холопов (придворные рабы);