Этапы развития информационных технологий


Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как в профессиональной сфере, так и в бытовой.

По виду задач и процессов обработки информацииможно вы­делить:

Первый этап (60 — 70-е гг.) — обработка данных в вычисли­тельных центрах в режиме коллективного пользования. Основ­ным направлением развития информационной технологии яв­лялась автоматизация операционных рутинных действий чело­века;

Второй этап (с 80-х гг.) — создание информационных техно­логий, направленных на решение стратегических задач.

По проблемам, стоящим на пути информатизации общества,можно выделить:

Первый этап (до конца 60-х гг.) — характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств;

Второй этап (до конца 70-х гг.) — связывается с распростране­нием ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа — отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств;

Третий этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится ин­струментом непрофессионального пользователя, а информаци­онные системы — средством поддержки принятия его реше­ний. Проблемы — максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде;

Четвертый этап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наибо­лее существенными из них являются:

•выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

•организация доступа к стратегической информации;

•организация защиты и безопасности информации.

По преимуществам, которые приносит компьютерная техноло­гия,можно выделить:

Первый этап (с начала 60-х гг.) — характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении ру­тинных операций с ориентацией на централизованное кол­лективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых ин­формационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения сред­ствами. Основной проблемой на этом этапе была психологи­ческая — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их доста­точно большие возможности, не использовали в полной мере.

Второй этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением пер­сональных компьютеров. Изменился подход к созданию ин­формационных систем — ориентация смещается в сторону ин­дивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработ­ке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимо­понимание обеих групп специалистов. На этом этапе использу­ется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на ре­шении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

По признаку - виды инструментария технологии - выделяются пять этапов:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш.

2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации.

В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.