Лекция 7


КОНТРОЛЬ

ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА

4.1По завершении подготовки плана рейса или перехода и когда можно будет с достаточной точностью определить время отхода и расчетное время прибытия, рейс или переход должны выполняться в соответствии с планом или любыми внесенными в него изменениями.

4.2Факторы, которые необходимо принимать во внимание при выполнении плана или принятии решения относительно отклонения от него, включают:

.1надежность и состояние судового навигационного оборудования;

.2расчетное время прибытия в критические точки, в том что касается высоты прилива и течения;

.3метеорологические условия (особенно в районах, известных частыми периодами плохой видимости), а также использование информации, предоставляемой службами для выбора маршрута в зависимости от погодных условий;

.4прохождение опасных точек днем по сравнению с ночным временем и как это может влиять на точность определения местоположения; и

.5условия движения судов, особенно в точках схождения.

4.3Важно, чтобы капитан рассмотрел вопрос о том, представляет ли какое-либо конкретное обстоятельство, например прогноз ограничения видимости в районе, где определение местоположения посредством визуальных наблюдений в критической точке является важной особенностью плана рейса или перехода, неприемлемую опасность для выполнения безопасного перехода; и, таким образом, следует ли пытаться выполнить эту часть перехода в преобладающих условиях или в условиях, которые могут преобладать. Капитан должен также рассмотреть вопрос о том, в каких конкретных точках рейса или перехода может возникнуть необходимость в дополнительном персонале на палубе или в машинном отделении.

5.1План должен постоянно находиться на мостике, с тем чтобы вахтенные помощники капитана могли в любой момент им воспользоваться и уточнить для себя детали плана.

5.2Продвижение судна в соответствии с планом рейса и перехода должно тщательно и непрерывно контролироваться. Любые изменения, вносимые в план, должны соответствовать настоящему Руководству и должны быть четко отмечены и зарегистрированы.


І. Интеграция навигационного оборудования.

 

7.1. Схема сопряжения ECDIS – оборудования.

Всё навигационное оборудование картографической системы, как отмечалось ранее, работает в единой сети. На рис 6.1 приведены компоненты основного комплекта ECDIS (Master). Использование в качестве резервного комплекта (Back-up) коллекции бумажных карт теряет смысл закупки такого оборудования, так как судовладелец вынужден производить затраты как на закупку современного оборудования с электронными картами, так и на закупку и поддержку бумажной коллекции. В этом случае необходим резервный комплект оборудования, представляющий отдельный компьютер морского исполнения.

Рассматривая ECDIS как единый программно-аппаратный комплекс сетевого исполнения необходимо выделить основные и дополнительные навигационные датчики, обеспечивающие контроль безопасности судовождения и наблюдения за окружающей обстановкой.

На рис. 7.1 приведена схема работы основного комплекта (Master), резервного (Back-up) и дополнительных судовых станций (Slave/Back-up 2), которые могут находиться в сети и быть подключены «вручную» для выполнения функций основного и (или) резервного комплекта.

Master и Back-up имеют постоянную интерактивную связь, автоматически информируя судоводителя о возможных несоответствиях показаний навигационных или отказов работы оборудования. В случае выхода из строя Master, Back-up в автоматическом режиме становится Master.

Оборудование Slave/Back-up 2 не предусмотрено в обязательном режиме функционировании ECDIS, но может быть также использоваться на судне. В случае выхода из строя Master или Back-up это оборудование может выполнять их функции.

Особенно актуальным становится использование картографического радара (Chart Radar) в комплексе ECDIS. Элементы электронных карт могут выводиться на экран радара в соответствии с требованиями Международного стандарта IEC 60936 Ed.1, 2002. Такие радары приобретают всё большую востребованность на флоте и являются перспективными.

Как отмечалось ранее, IMO рекомендует использовать наложение радиолокационной картинки (Overlay) на электронную карту (IMO SN.1/Circ.255, 2006). Это позволит обнаружить возможные ошибки в системе позиционирования, особенно в случае неизвестного эллипсоида, на основе которого построена электронная карта. Далее анализируется пример выявления подобных несоответствий. На рис. 7.1 представлена схема сопряжения навигационных датчиков судовой сети, где выделены обязательные навигационные датчики, информация которых должна отображаться в оборудовании ECDIS. Выделенной линией указан путь доставки этой информации в основной, резервный и дополнительный комплекты оборудования.