Методы и приемы контроля.


По способу взаимодействия учителя и учащихся методы контроля подразделяются на следующие.

· Устные методы. Чаще проводятся в виде опроса или собеседования с целью проверки выполнения учащимися домашнего задания; выявления уровня усвоения ими нового материала, выявления уровня развития у учащихся речевых навыков и умений логично рассуждать, повторения учащимися ранее изученного материала. К устным методам относится и коллоквиум, предполагающий участие всех школьников в беседе по заранее подготовленным по теме вопросам. Приемы коллоквиума: предварительное определение учителем темы и вопросов для беседы, дополнительное разъяснение сложных для усвоения моментов, рекомендация основной и дополнительной литературы по теме, консультация накануне по готовящемуся для беседы материалу.

· Письменные методы. Осуществляются в виде диктантов, контрольных работ, сочинений, изложений, занимающих весь урок. В процессе текущего и тематического контроля могут использоваться миниконтрольные работы по гуманитарным и естественным предметам (история, география, биология и т.д.), в процессе которых учащиеся дают ответы на ряд вопросов и работают по вариантам. В старших классах широко используется метод – написание реферата по теме. (готовится вне урока). Достоинство письменных методов: возможность всесторонней проверки знаний и умений учащихся: уровня умственного развития, навыков грамотной письменной речи, вычислительных навыков, умений самостоятельной работы.

· Графические методы. Используются на уроках черчения, математики, физики, географии, истории в виде работ с контурными картами; вычерчивания графиков, диаграмм, схем, гистограмм; выполнения чертежей, заполнения таблиц. Цель – проверка уровня умений учащихся графически изображать усвоенный материал.

· Практические методы. Применяются на уроках физики, химии, географии, биологии, трудового обучения, где предусмотрены программой пратические и лабораторные работы. Цель – выявить уровень способностей учащихся применять знания на практике.

· Программированный контроль. Является составной частью процесса программированного обучения. Осуществляется с помощью технических средств, перфокарт, трафаретов, шаблонов и т.д. Предполагает предъявление учащимся вопросов и заданий после подачи каждой порции информации, затем оценку ответа и выдачу рекомендаций.

· Тесты. Выполняют диагностическую и контролирующую функции. Представляют собой серию вопросов и заданий по проверяемой теме. Тест устанавливает, на каком уровне (высоком, среднем, низком) ученик владеет учебным материалом.