Лекция 2.Принципы, методы и приемы анализа и диагностики, информационное обеспечение анализа.


1. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА

Основа методики проведения анализа и диагностики, если рас­сматривать это как совокупность методов и приемов познания ре­зервов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, за­ложена в понятиях самих терминов.

Теория и практика аналитической работы выработали систему общих принципов проведения анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Основными из них яв­ляются:

использование набора показателей, достоверно отражающих реальное состояние деятельности предприятий и его особеннос­тей;

построение анализа по принципу «от общего к частному». Этим достигаются глубина анализа и обобщение полученных ре­зультатов;

изучение показателей в динамике;

проведение анализа независимо от характера изменения фак­тических значений показателей по сравнению с уровнем базисно­го периода;

определение количественной оценки влияния факторов на анализируемые показатели;

формулирование цели, всестороннее изучение объектов анали­за;

оперативность и своевременность;

конкретность и объективность.

Соблюдение перечисленных требований позволяет повысить объективность и результативность анализа.

При проведении анализа необходимо соблюдать следующие организационные принципы:

проведение аналитической работы на исех уровнях управления. Это означает, что анализ является обязательной функцией всех служб и подразделений. Обязательность предполагает и ответ­ственность за своевременность и качество проведения анализа и доведения его результатов до потребителя;

непрерывность выполнения аналитической работы. Этот прин­цип предполагает разработку соответствующих графиков предос­тавления результатов анализа отделами и подразделениями пред­приятия;

определение оптимального перечня показателей и аналитичес­ких форм. Это предусматривает"доведение до подразделений' оп­ределенного круга вопросов и показателей, которые необходимо подвергать анализу в установленные сроки;

участие руководителей и специалистов в аналитической работе. Результативность анализа во многом определяется уровнем ком­петентности и грамотности специалистов-аналитиков и прежде всего руководителей.

В организации аналитической работы на предприятии ведущая роль принадлежит специалистам экономических служб; они дол­жны быть инициаторами и исполнителями работы; их следует рассматривать как профессиональных аналитиков. Перед началом работы составляют план анализа, в который мо­гут быть включены следующие мероприятия:

формулирование цели анализа и направлений использования его результатов;

разработка программы с указанием конкретного срока и испол­нителей;

Выбор показателей (факторов), позволяющих достигнуть по­ставленной цели;

подготовка информации и ее проверка (определение источни­ков информации, проверка достоверности и сопоставимости, раз­работка макетов аналитических таблиц и указаний по их заполне­нию);

аналитическая обработка информации (раскрытие связей меж­ду факторами, их влияние на результатирующие показатели, оценка отклонений показателей от уровня базового периода или бизнес-плана, возможного ущерба);

обобщение результатов анализа(итоговая оценка достижения поставленной цели и выявление резервов, разработка управлен­ческих решений для практической реализации резервов);

разработка мероприятий по контролю за выполнением приня­тых решений.

Для проведения периодически повторяющегося анализа может быть составлен стандарт-план, который предусматривает: кто, в какие сроки и по каким показателям выполняет анализ или отслеживает экономические закономерности, какую информацию и по какой форме готовит и кому передает.

При использовании на предприятии компьютерной техники, соответствующих пакетов программ или других средств автомати­зированной обработки данных исходная информация направляет­ся оператору для ввода. Текущие результаты анализа используют­ся руководством и специалистами в целях принятия оперативных решений.

Завершающая стадия аналитической работы — составление аналитической записки. Записка может быть оформлена по анало­гии с пояснительной запиской к годовому отчету предприятия. Как правило, она содержит:

информационную базу анализа;

аналитические таблицы;

непосредственно анализ, проведенный в соответствии с утвер­жденной методикой;

заключение по результатам анализа;

предложения по использованию выявленных резервов или уст­ранению недостатков.

Конкретное содержание аналитической записки определяется целями и задачами анализа,однако во всех случаях обязательны­ми требованиями являются четкость изложения, объективность и документальная обоснованность.