Вопрос 3. Модели и методы принятия решения.
Графические, математические, макетные, осязаемые и неосязаемые модели управления.
Модели – прошедшие через наше сознание законы (субъективное понимание).
Модели принятия решений: административные, классические.
Сравниваются 2 уровня: индивидуальный → организационный и восприятие интерпретация решения (я → мы).
![]() | ![]() |
Организационалист
Индивидуалист
«Я» «Мы»
1.– рациональная модель. Организационный уровень.
Интерпретируем решение с точки зрения коллективных интересов. Максимальная выгода. НО требует тщательного анализа ситуации, всестороннего определения проблем, тщательный подбор данных, их анализ, отбор оценочных критериев.
2. – политическая модель. Цель формируется, исходя из целей индивидуума, решение тоже для индивидуума. Четкий интерес индивидуума, интерпретироваться и цель и решение будет именно этим человеком.
3 и 4.- модели ограниченной рациональности.
3. – личностно-ограниченная
4. – организационно - ограниченная (интерпретируется коллективом)
Важно также – на каком уровне принимаются решения.
В реальности:
Определение проблем происходит упрощенно. Поиск альтернатив идет в известных областях. Анализ упрощается. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Обмен информацией отражает индивидуальные предпочтения. В этих моделях упрощается проблема.
Методы:
А) аналитические (диаграммы, формулы, графики, наблюдение, обобщение, анализ, синтез)
Б) статистические
В) математические
Г) активизирующие (психологической активизации – мозговая атака, опросник, деловые игры)
Д) экспертные
Е) метод сценариев
Методы принятия решения в условиях риска:
Связана больше с ситуацией, возникает по разным причинам (отсутствие информации, сложность ее обработки, монополизация информации кем-либо), прибегают к различным методам оценки информации (по объему, насыщенности, ценности, достоверности).
Выявляют несколько уровней:
- низкий
- средний (требующий пересмотра основных процедур)
- высокий (требующий разработки новых процедур)
- сверхвысокий (вне внимания специалистов)