Общие сведения о навигационно-информационных системах для судов внутреннего плавания


Навигационно-информационные системы речных судов.

Лекция 1

Г.

Киев

Судовые навигационно-информационные компьютерные системы с электронными картами

Курс лекций

В.В. Доронин

Имени Петра Конашевича-Сагайдачного

Часть ІІ


УДК

Доронин В.В.Курс лекций. Судовые навигационно-информационные компьютерные системы с электронными картами. Часть ІІ. 2011 год, Киев, КГАВТ. 84 стр.

В курсе лекций на современном уровне представлена информация об электронных картографических системах для судов внутреннего плавания Inland ECDIS, приведен анализ информации основных внешних навигационных датчиков НИКС, рассмотрены вопросы, связанные с интеграцией навигационного оборудования. Рассмотрены практические задачи, решаемые с помощью картографических систем в период подготовки судна к рейсу и во время его плавания.

Курс лекций (часть ІІ) предназначен для студентов 5 курса судоводительского факультета КГАВТ, и может быть полезен для судоводителей, изучающих курс электронной картографии.

Рекомендовано кафедрой «Технических средств судовождения и связи» КГАВТ. Протокол № 9 от 25 мая 2011 г.

 

Ил. 18, табл. 3, библ. 22.

© Доронин В.В..2011

© Киевская государственная академия водного транспорта имени Петра Конашевича-Сагайдачного,2011


Навигационно-информационные системы для судов внутреннего плавания, как и морские НИС, делят на ECDIS и ECS. ECDIS для внутренних водных путей также считается основным направлением развития судовых навигационных систем.

ECDIS для речных судов в английской литературе называются Inland ECDISи сокращенно обозначаются IECDIS. Соответственно, на русском языке этот вид систем называется «Речные ЭКДИС», и для них может использоваться аббревиатура – ИЭКДИС.

Целью создания речных ECDIS явилась необходимость повышения безопасности навигации, чистоты окружающей среды и эффективности перевозок грузов на внутренних водных путях. Для речных ЭКДИС не требуется иметь полных функциональных возможностей морских одноименных систем, но они должны быть совместимы. Необходимо, чтобы ECDIS соответствовали особенностям навигации на реках. Кроме того, планируется, что Inland ECDIS станут звеньями интегрированной информационной системы для управления транспортными потоками на внутренних водных путях.

Используемые в Inland ECDIS электронные карты – Inland ENC должны удовлетворять стандарту представления (S52) и формату для обмена цифровыми гидрографическими данными (S57/3.1) МГО.

Необходимость соответствия формату S57/3.1 объясняется несколькими причинами. Приведем из них только две основные:

- Часть речных судов выходит в морские прибрежные воды и, естественно, с целью унификации желательно для речных электронных карт иметь такой же формат, как и для морских;

- Формат S57/3.1 отработан, имеет много достоинств, обеспечивает возможность эффективной корректуры, достаточно широко распространен, поэтому пока нет особых оснований создавать новый формат специально для речных карт.

В тоже время необходимо отметить, что для Inland ECDIS формат S57/3.1 нуждается в доработке, так как в нем не учтен ряд характерных для внутренних водных путей объектов. Это мосты, дамбы километровые указатели, речные информационные знаки и знаки регулирования движения, шлюзовые камеры и ворота, линии электропередач и трубопроводы над рекой, облицованные участки берегового склона и дна, плавучие казино, рестораны и другие, находящиеся на плаву объекты для отдыха и т.д. Названые элементы планируется внести в состав программных объектов ЭКДИС в новом четвертом издании стандарта МГО-S57/4.

В Западной Европе развитие Inland ECDIS было инициировано рядом стран (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Франция, Швейцария) в рамках создания «Речных информационных служб» для гармонизации информационного обслуживания транспортных потоков на внутренних водных путях.

В США разработка Inland ECDIS производится под координацией организации USACE (U.S Armu Corps of Engineers), снабжающей пользователей навигационными картами внутренних вод. Еще в 1993 году USACE заявила о своем намерении создать электронные карты для 8200 миль внутренних водных путей США. В 2001г. эта организация основала национальную программу с целью:

- Определения требований и стандартов к Inland ENC;

- Поддержки производства и распределения электронных карт для внутренних водных путей;

- Начала пилотного проекта по использованию данных электронных карт на практике.

К 2003 году USACE было выпущено 30 Inland ENC для ячеек, покрывающих 1000 миль рек Миссисиппи, Охио, Атчафалья. Эти карты доступны бесплатно через интернет.

Имеется программа развития Inland ECDIS и в России.

Проблема создания бортовых навигационно-информационных систем для речных судов решается на основе анализа и внесения рациональных изменений в проекты морских систем. Необходимость этих доработок определяется отличиями навигации по внутренним водным путям от морского судовождения.