Проблема периодизации всемирной истории: основные этапы развития человеческого общества


 

Считается, что одна из первых теорий периодизации истории принадлежит итальянскому мыслителю Дж.Вико (1668-1744). Это теория исторического круговорота, согласно которой народ проходит три эпохи, три века: Век Богов, Век Героев, Век Людей. В Век Богов люди думали, что живут под божественным управлением, верили оракулам и жрецам. Форма правления – теократическая, главный авторитет - авторитет Бога, права людей зависят от Богов. В Век Героев правили аристократы, отличающие себя от плебеев; решающую роль в этот период играло правило силы: прав тот, кто сильнее. Форма правления этой эпохи – аристократическая, главным авторитетом были торжественные формулы законов (т.е. их строгое соблюдение). Век людей признал всех людей равными по природе, право базируется на человеческом разуме, форма правления – демократическая, авторитетом пользовались благоразумные люди, которые вели себя сообразно общепринятым нормам и принципам. Иными словами, эпохи отличались нравами, обычаями, юридическими законами и т.п. каждая эпоха, по мнению Вико, имела свою специфику. Каждая нация, пройдя эти эпохи, возвращалась к первоначальному состоянию, но на более высоком уровне, потому что абсолютный возврат к первоначальному состоянию невозможен.

Уже Вико подметил, что исторический процесс имеет определенные повторяющиеся циклы, но в то же время каждый цикл, каждая эпоха характеризуется специфическими чертами. При анализе исторического процесса одни исследователи подмечают момент повторяемости, другие – своеобразие. Первый подход подмечает единство истории, условно его можно назвать линейным. В соответствии с «линейной» концепцией исторический процесс прогрессивен, совершается путем перехода от одной стадии к другой, от менее совершенной к более совершенной. Второй подход – дискретный – подчеркивает многообразие, многовариантность развития истории.

Линейный подход к истории впервые был сформулирован в Новое время и оформился в виде схемы «Древний мир – Средние века – Новое время». Этот подход был господствующим в XVIII в. в учениях французских просветителей. В частности, Ж.А.Кондорсе считал весь исторический путь человечества процессом перехода от одной стадии к другой. В основе деления на эпохи (Кондорсе их насчитывал 10) лежит прогресс человеческого разума. Эпохи у Кондорсе отличаются конкретными воплощениями деятельности разума человека: земледелие, одомашнивание животных, разделение труда, появление ремесел, религии, азбуки, знаний, книгопечатания т.п.

Линейный подход к истории разделял Гегель, считавший, что всемирная история направляется с Востока (это начало истории) на Запад, являющийся завершением истории. Принимая во внимание природные условия и видя их связь с духом народа, Гегель отмечал, что Восток – это детский возраст истории. Второй временный этап – греческий мир – это период царства прекрасной свободы, где господствует гармония, мир и согласие. Третий период – римский мир – возмужание истории. В Риме индивиды становятся юридическими личностями, частными лицами. Четвертый период – германский мир, в котором дух достигает полного расцвета и зрелости. Вершиной всемирной истории Гегель считал прусскую монархию. Критерием деления всемирной истории на отдельные периоды у Гегеля выступает степень свободы духа, которая, в конечном счете, ведет к абсолютной форме (германскому миру).

Сторонником линейного подхода к истории был К.Маркс, считавший, что история развивается по спирали, проходя определенные этапы. Критерием деления истории на качественные этапы у Маркса выступает материальный фактор – способ производства материальной жизни. К.Маркс обратил внимание не столько на особенности отдельных конкретных обществ, сколько на их сходство и повторяемость, заключающиеся в единстве (подобии) материальной основы – способа производства материальных благ. Если все единичные общества имеют свои фундаментом, базисом одну и ту же систему социально-экономических отношений, то эти общества относятся к одному и тому же типу (несмотря на другие различия). Эти типы общества Маркс назвал общественно-экономическими формациями. Общественно-экономическая формация означала одновременно состояние и процесс, она отображала функционирование социальной системы через процесс становления и развития, через достижение конкретных результатов.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории. Понятие формации составляет основу материалистического понимания истории, суть которого в видении истории как естественно-исторического и закономерного процесса последовательной смены одной формации другой. Анализ истории с позиций естественно-исторического процесса представляет историю (социум) подсистемой мира, которая имеет свои собственные объективные законы, проявляющиеся в деятельности людей.

Понятие формации отражает общую логику развития всемирной истории, показывает ее единство, абстрагируясь от частных явлений и случайностей. Своеобразие отдельных обществ подчеркивает «дискретная» концепция истории.

Дискретный, или культурно-релятивистский подходы к истории раскрывают с помощью доминирующих понятий культуры и цивилизации. История в таком подходе раскрывается как процесс становления, роста, развития и гибели самостоятельных культур (или цивилизаций). Каждая культура (или цивилизация) представляет собой автономное образование, включающее совокупность способов и форм коллективной жизнедеятельности людей, взятую в единстве материальных, социально-правовых и духовных аспектов.

Любое из известных истории обществ характеризуется своей организацией, т.е. определенным способом упорядочения общественной жизни, включающим в себя структуры общественного производства, социально-классовую и политическую структуры, формы организации власти и многое другое. В XX в. в полной мере сложились предпосылки для создания универсальной типологии общественной организации, которая смогла бы охватить все многообразие существующих обществ, классифицировать их в соответствии с определенными признаками. Потребность в данного рода типологии обусловлена, прежде всего, тем, что в XX в. всемирная связь стран и народов в масштабах всей планеты стала особенно тесной. В развитии стран, независимо от присущих им особенностей, выявились общие черты и тенденции, характерные для развития общества в планетарных масштабах.

Особую роль в формировании общемировых тенденций играют научно-технические достижения. Достижения науки и техники, распространяясь по всему миру, вызывают к жизни определенные социальные последствия, приблизительно одинаковые во всех странах и регионах. Поэтому не случайно, что универсальная типология общественной организации в большинстве случаев строится с учетом того, на какой стадии освоения передовых научно-технических достижений находится та или иная страна или группа стран. Данный подход отчетливо представлен в получившей широкую известность теории индустриального общества, автором которой стал американский социолог Д.Белл.

В рамках теории выделяются три типа общественной организации, которые одновременно являются и тремя последовательными этапами мирового развития: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Доиндустриальный тип господствует сегодня в большинстве стран Африки, ряде стран Латинской Америки и Южной Азии. Для него характерно преобладание земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и других видов промышленности, связанных с непосредственной эксплуатацией и утилизацией природных ресурсов. В этих сферах деятельности занято около 70% работоспособного населения. Определяющим принципом жизнедеятельности людей доиндустриального общества является состязание человека с нетронутой, не преобразованной человеком природой.

Индустриальный тип общественной организации характерен для ряда стран Европы, государств бывшего СССР. Он основан на развитии промышленности, в частности тяжелой индустрии, на которую расходуется значительная часть имеющихся в распоряжении общества энергии и ресурсов. Целью такого общества является развитие производства товаров народного потребления для обеспечения относительно невысокого уровня жизненных удобств и комфорта. Производство характеризуется преобладанием механизации над автоматизацией, стандартностью и массовостью. Согласно Д.Беллу, основным принципом индустриального общества является состязание человека с уже освоенной природой.

Постиндустриальный тип общества начинает складываться в последние десятилетия XX в. В США, Японии, ряде стран Западной Европы. Главным звеном в системе общественного производства здесь становится труд, направленный на получение, обработку и хранение информации. В силу широкого внедрения автоматизации в сферу материального производства в последней оказывается занятым значительно меньшая (по сравнению с индустриальной эпохой) доля работоспособного населения, но возрастает доля занятых в сфере услуг. Для постиндустриального общества характерно целенаправленное усовершенствование техники на основе развития фундаментальных наук. В рамках постиндустриального типа общественной организации коренным образом меняется основной принцип общественной жизни – впервые взамен отношений человека с природой на первое место выходят отношения между людьми. Это означает, что теперь от характера и качества межчеловеческих отношений зависят отношения с природой, а не наоборот, как это было в доиндустриальную и индустриальную эпохи.

Близка теории постиндустриального общества получившая известность концепция американского социолога О.Тоффлера. Тоффлер полагает, что в настоящее время человечество, прежде всего в лице развитых стран вступило в эпоху третьей технологической волны (две предыдущие пришлись на XIX – первую половину XX в.).

Третья технологическая волна связана с широким использование автоматики, электроники и компьютерной техники. Она предоставляет возможность в значительной мере отказаться от конвейерного и вообще массового, стандартизированного производства и перейти к производству современных продуктов в индивидуальном исполнении, учитывающем потребности и заказ конкретного потребителя. Экономика периода третьей волны требует от человека не столько простой исполнительности, не умения подчиняться, смирения с пожизненным однообразным трудом (как это было в эпоху второй технологической волны), сколько творчества, способности быстро реагировать на изменения, инициативности, коммуникабельности, разностороннего развития. В обществе, вступившем в третью волну, резко возрастает значение образования, повышается статус широко образованных и культурных людей. В нем особое внимание уделяется проблемам воспитания, детства и старости, здравоохранения.