Юридическая характеристика терроризма и организованной преступности как различных преступлений в национальной системе правосудия


Эмпирические наблюдения показывают, что правонарушения, о которых идет речь, принимают внешне форму таких обычных видов преступлений, как вооруженное нападение, избиение, взяточничество, поджог, изготовление фальшивых денег, преступления, связанные со взрывами и торговлей оружием, с нарушением таможенных законов, законов о валюте и доходах, торговля наркотиками, вымогательство, угон самолетов, похищение, нападение на жилища, убийства, пиратство и другие преступления на транспорте, против собственности (например, ограбление, мошенничество, разбой и кража). Поэтому законы, применяемые в отношении этих преступлений, могут применяться и применяются в отношении актов терроризма и проявлений организованной преступности. Помимо этого к ним могут применяться положения коммерческого и административного законодательства, направленные против таких форм преступного поведения, как нарушение антитрестовского законодательства, законов о страховании, сокрытие доходов, запрещенные виды торговли и т.д.

При рассмотрении возможности определения категорий преступлений, которые составляют организованную преступность и терроризм, важно учитывать следующее:

а) существует необходимость, в рамках определенной системы законодательства, классифицировать такую деятельность как тяжкое преступление;

б) кумулятивный эффект добавления к каждому преступному акту признака организованной преступности и терроризма в качестве решающего фактора для наказания за совершаемые преступления;

в) должны существовать дополнительные процедурные условия при расследовании, дознании, обвинении и осуждении при рассмотрении этих двух категорий преступлений;

г) строгий учет мер наказания, коррекции и реабилитации, которые являются подходящими для лиц, обвиненных в таких преступлениях;

д) административные и регулирующие механизмы, которые можно применить для предупреждения или контроля за организованной преступностью или терроризмом, действующие, естественно, на базе закона, но помимо основополагающих норм уголовного права.

Другой вопрос, встающий при рассмотрении проблем организованной преступности и, особенно, терроризма: изменяет ли характер преступления мотивация, последствия или цель конкретного преступления? Например, следует ли проводить различие между похищением главы государства и ребенка? Следует ли ограбление банка, совершенное для финансирования революционного движения, отличать от аналогичного преступления, совершенного профессиональными преступниками исключительно из корыстных мотивов? Короче говоря, требуют ли феномены организованной преступности и терроризма разработки основополагающего законодательства с целью признания новых элементов преступления, относящихся к мотивам или последствиям этих специфических преступлений?

Если целью реализации этого требования является только усиление наказания, то их можно рассматривать как признаки, отягчающие ответственность. Если же целью является разработка более эффективных средств процедурного и административного контроля, то имеющиеся в распоряжении средства необходимо дополнить новыми методами надзора за деятельностью общества или отдельных лиц.