Особенности терроризма и организованной преступности


А. Терроризм (3).

На национальном уровне действия, характеризуемые как терроризм, предстают в основном в виде обычных преступлений, имеющих цели получения определенного политического, экономического или социального результата. Мотивация преступного поведения в таких случаях, как уже отмечалось, — идеологическая.

Следует подчеркнуть, что террор как насилие для достижения власти стремится оставаться во внутригосударственных рамках. Однако задача достижения власти здесь может иметь промежуточный характер с последующей целью создания нового государства. А это неизбежно приобретает международное значение. Международные последствия терроризм приобретает также, когда совершаются террористические акты по отношению к гражданам другого государства. Преступление в данном случае посягает на ценности, охраняемые международным правом и на международном уровне, совершается на территории более чем одного государства, а преступники имеют сообщников в разных странах.

Следовательно, когда террористические акты совершаются в рамках одного государства, исключительно в пределах его национальных границ, ответственность за них регулируется внутригосударственным уголовным правом. Но если преступление имеет транснациональный характер, оно, естественно, подпадает под действие международного уголовного права (4).

Преступления, совершаемые в форме терроризма на международном уровне, предусмотрены целым рядом международных конвенций, требующих от государств проведения расследования, судебного разбирательства, наказания виновных, равно как и реализации правового сотрудничества с другими государствами. Эти конвенции охватывают следующие преступления: агрессия, военные действия на чужой территории, преступления против человечества, геноцид, апартеид, незаконные эксперименты на человеке, работорговля, пиратство и незаконные акты против безопасности навигации торговых судов, угон самолетов и саботаж полетов, акты насилия в аэропортах, похищение дипломатов и других лиц, серьезный ущерб окружающей среде, повреждение подводных кабелей, кража радиоактивных материалов, повреждение или кража археологических находок, наконец, серьезные нарушения прав человека.

На национальном уровне законодательства многих Стран предусматривают уголовную ответственность и наказание тех, кто совершает преступления, относящиеся к категории терроризма; они содержат процедурные и административные средства контроля за такого типа поведением (5, 6).

Отметим, что в этой сфере сильно влияние и давление политической целесообразности и общественного мнения, что может заставить законодателей попытаться блокировать терроризм путем разработки принципиально новых мер борьбы с ним. Правда, нередко эти новые нормы являются всего лишь вариантами уже существующего законодательства. Пожалуй, более крупной проблемой, чем отсутствие соответствующих норм, является отсутствие международной системы сотрудничества в борьбе с международными преступлениями и слабость национальных систем.

Б. Организованная преступность.

Организованную преступность можно назвать формой преступности современной городской цивилизации (по аналогии с разбоем древних времен) — с признаками таких мафиозных действий как вымогательство, коррупция и контроль за увеселительными заведениями преступной направленности (потребление наркотиков, азартные игры).

Если говорить о понятии организованных преступлений, то к ним можно отнести любое преступление, совершенное не спонтанно и более чем одним лицом. Однако это определение не раскрывает специфики организованной преступности на современном этапе, равно как не говорит о том, какие необходимы усовершенствования уголовного права и системы правосудия для борьбы с ней. Видимо, нужен иной критерий для определения организованной преступности, для выявления различий между обычными уличными бандами и преступными кругами, с одной стороны, и организованными преступными синдикатами, мафиозными объединениями — с другой:

Наиболее признанным критерием здесь является то, могут ли силы порядка подавить группы, организованные ради получения преступной выгоды, или такие группы могут стать настолько крупными, хорошо оснащенными и независимыми, что смогут реально соревноваться с законными властями.

В прошлом организованная преступность редко рассматривалась как проблема, выходящая за рамки государства, в котором она проявилась. Однако за последние несколько десятилетий организованная преступность вошла в конфронтацию с мировым сообществом и находится в центре его внимания, прежде всего в результате транснациональных перевозок наркотиков. Международный характер национальные преступные организации приобрели также в результате создания объединений и союзов, равно как и в результате практики транснациональных сделок, роста доходов и влияния, на основе беспрецедентной прибыли от торговли наркотиками.

На международном уровне борьба с организованной преступностью все еще находится в зачаточной стадии. На государственном уровне большая часть таких преступлений предусмотрена существующими нормами уголовного права. На международном же уровне многие виды организованной преступности ждут своей квалификации в качестве международных преступлений (7).

Несмотря на рост масштабов организованной преступности, ее всепроникающий характер и ее корруптивное влияние на социальную, политическую и экономическую жизнь общества, все еще бытует мнение, что традиционные основополагающие нормы уголовного права могут быть достаточно эффективно применяться в борьбе с ней.

Действительно, опыт и наблюдения показывают, что организованная преступность — это проблема, вызванная не столько отсутствием соответствующих уголовных и уголовно-процессуальных законов, сколько апатией общества, молчаливым согласием или попустительством преступной деятельности, корруптивным влиянием групп, действующих в рамках организованной преступности, наконец, пробелами в компонентах системы уголовного права, ее общей неэффективностью в отдельных странах (8).

Конечно, пробелы в нормах международного уголовного и уголовно-процессуального права не так существенны. Более важным фактором выступает противостояние правоохранительных органов натиску организованной преступности, комплексная система этого противостояния. Нельзя забывать при этом, что проблемы организованной преступности вышли за пределы фундаментального уголовного права, как на национальном, так и на международном уровне. Организованная преступность — это в значительной степени социально-экономическое явление, в котором отражается взгляд общества на определенный тип деятельности в современном обществе. Ведь организованную преступность иногда оценивают как работодателя, двигателя экономики.

Очевидно, что в социальной политике должны применяться не только правовые средства для переориентации общественного мнения, всей системы общественных ценностей. Действительно, невозможно, например, создать закон для снижения спроса на наркотики. Здесь требуются меры социального характера, соответствующая политика в области образования, семейного воспитания и др.

Встает здесь вопрос и о приоритете уголовного закона. В самом деле, является ли он в борьбе с организованной преступностью наиболее эффективным первичным средством или наиболее приемлемой первичной законной мерой могут быть административные и иные регулирующие средства, призванные выявить незаконно полученные доходы, их оборот и использование для дальнейшего наращивания богатства? Вот почему серьезным фактором эффективности борьбы с организованной преступностью становятся степень реального или потенциального участия, попустительство или молчаливое согласие государственных деятелей и частных лиц в вопросе о раскрытии источников получения незаконных доходов от организованной преступности, их обороте, повторном использовании. Не секрет, что конкретные представители финансовых, деловых и профессиональных кругов могут быть заинтересованы в сохранении тайны и свободного рынка для поддержания на определенном уровне незаконных доходов (9). Таким же образом указанные государственные и общественные деятели могут иметь выгоду от своей пассивной терпимости.

Разработка систем наблюдений «за наблюдателем», контроля «за контролерами» необходима, независимо от того, в рамках какой системы — административной или судебной.