Структура ИС
Понятие информационной системы. Структура и классификация информационных систем.
Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
В ИС протекают процессы, которые реализуются с помощью информационных технологий. Процессы состоят из следующих этапов:
1. Ввод исходной информации
2. Обработка информации
3. Выдача информации
Информация поступает либо в другую информационную систему, либо пользователю.
![]() |
Структуру любой ИС можно представить состоящей из обеспечивающих систем. Такими обеспечивающими системами будут следующие:
- информационное обеспечение,
- техническое обеспечение,
- математическое и программное обеспечение,
- организационное обеспечение,
- правовое обеспечение.
Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документации, схемы информационных потоков, циркулирование в организации, а также методология построения баз данных и знаний.
Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, аппаратуры и программ для реализации целей и задач в ИС, а также нормы функционирования комплекса технических средств.
Организационное обеспечение – совокупность методов и средств регламентирующих взаимодействие работника с техническими средствами и между собой в процессе эксплуатации ИС, а также при ее разработке.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующие порядок получения, преобразования и использования информации.
Классификация ИС.
Многообразие ИС можно классифицировать по различным признакам:
- по признаку структурированности задач;
- по функциональному признаку и уровню управления;
- по временной зависимости;
- по сложности;
- по степени автоматизации процесса обработки информации;
- по сфере применения
- по другим признакам.
По признаку структурированности задач различают ИС:
1. Структурированные,
2. Не структурированные,
3. Частично структурированные.
По функциональному признаку различают:
1. производственные,
2. маркетинговые (анализ рынка, реклама),
3. финансовые,
4. кадровые,
5. прочие (контроль за деятельностью фирмы, стратегический анализ и т.п.)
По уровню управления:
1. оперативные,
2. тактические,
3. стратегические.
В каждом из этих уровней может применяться ИС. С ИС работают люди различной квалификации. На каждом уровне может выполняться несколько функциональных подсистем. Эти системы взаимодействуют между собой. Системы имеют различные направления работы.
По степени автоматизации технического сбора и обработки информации различают:
1. системы автоматического управления (САУ),
2. автоматические системы управления (АСУ).
САУ – используется тогда, когда известна вся информация и алгоритмы ее обработки, управляющие воздействие автоматики доводится до объекта управления, человек отсутствует в контуре управленияи не принимает решения в выборе последующих действий.Системы хорошо формализованы.
Фактические экономические ИС автоматизируются АСУ. В таких системах решение принимает человек и рпинятое решение реализуется исполнительными органами. Почти все существующие ИС являются АСУ.
По временной зависимости различают:
1. статистические ИС,
2. динамические ИС.
В статистических системах с течением времени состояние не изменяется, а в динамических системах происходит изменение ее состояния в процессе функционирования. Динамические системы с точки зрения наблюдателя могут быть детерминированными и вероятностными.
Для примера рассмотрим схему экономической ИС, относящуюся к классу открытых, автоматических сложных систем.