Структура ИС


Понятие информационной системы. Структура и классификация информационных систем.

 

Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

В ИС протекают процессы, которые реализуются с помощью информационных технологий. Процессы состоят из следующих этапов:

1. Ввод исходной информации

2. Обработка информации

3. Выдача информации

Информация поступает либо в другую информационную систему, либо пользователю.

 

 
 

 


Структуру любой ИС можно представить состоящей из обеспечивающих систем. Такими обеспечивающими системами будут следующие:

- информационное обеспечение,

- техническое обеспечение,

- математическое и программное обеспечение,

- организационное обеспечение,

- правовое обеспечение.

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документации, схемы информационных потоков, циркулирование в организации, а также методология построения баз данных и знаний.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, аппаратуры и программ для реализации целей и задач в ИС, а также нормы функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств регламентирующих взаимодействие работника с техническими средствами и между собой в процессе эксплуатации ИС, а также при ее разработке.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующие порядок получения, преобразования и использования информации.

Классификация ИС.

Многообразие ИС можно классифицировать по различным признакам:

- по признаку структурированности задач;

- по функциональному признаку и уровню управления;

- по временной зависимости;

- по сложности;

- по степени автоматизации процесса обработки информации;

- по сфере применения

- по другим признакам.

По признаку структурированности задач различают ИС:

1. Структурированные,

2. Не структурированные,

3. Частично структурированные.

 

 


По функциональному признаку различают:

1. производственные,

2. маркетинговые (анализ рынка, реклама),

3. финансовые,

4. кадровые,

5. прочие (контроль за деятельностью фирмы, стратегический анализ и т.п.)

По уровню управления:

1. оперативные,

2. тактические,

3. стратегические.

 

 


В каждом из этих уровней может применяться ИС. С ИС работают люди различной квалификации. На каждом уровне может выполняться несколько функциональных подсистем. Эти системы взаимодействуют между собой. Системы имеют различные направления работы.

По степени автоматизации технического сбора и обработки информации различают:

1. системы автоматического управления (САУ),

2. автоматические системы управления (АСУ).

САУ – используется тогда, когда известна вся информация и алгоритмы ее обработки, управляющие воздействие автоматики доводится до объекта управления, человек отсутствует в контуре управленияи не принимает решения в выборе последующих действий.Системы хорошо формализованы.

Фактические экономические ИС автоматизируются АСУ. В таких системах решение принимает человек и рпинятое решение реализуется исполнительными органами. Почти все существующие ИС являются АСУ.

По временной зависимости различают:

1. статистические ИС,

2. динамические ИС.

В статистических системах с течением времени состояние не изменяется, а в динамических системах происходит изменение ее состояния в процессе функционирования. Динамические системы с точки зрения наблюдателя могут быть детерминированными и вероятностными.

Для примера рассмотрим схему экономической ИС, относящуюся к классу открытых, автоматических сложных систем.