III Пути реализации товарной политики в маркетинге
Товарная политика – определенный набор действий, заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается целенаправленность мероприятий по формированию и управлению ассортиментом товаров.
Цели товарной политики в маркетинге:
1) поддержание конкурентоспособности товара на необходимом уровне
2) поиск новых перспективных сегментов и рыночной ниши
3) осуществление стратегии товарных знаков, упаковки, сервиса
4) целенаправленная адаптация ассортиментного набора к требованиям рынка
5) получение прибыли
При реализации товарной политики решаются следующие задачи:
1) оптимизация ассортимента
2) обновление ассортимента предприятия в целом или отдельных выпускаемых товаров
3) определение оптимального соотношения между новыми товарами предприятия
4) разработка программы выхода на рынок с новыми товарами
5) обоснование сроков изъятия из программы морально устаревших товаров
Товарный ассортимент – совокупность товарной продукции предприятия. Товарный ассортимент включает:
1) ассортиментные группы (продуктовые линии)
2) отдельные товары (марки)
Развитие товарного ассортимента – важнейшая задача предприятия, эффективность которого можно оценить с помощью следующих показателей:
Показатель товарного ассортимента | Характеристика |
Ширина | Количество продуктовых линий |
Глубина | Количество товаров в одной продуктовой линии |
Высота | Средняя цена продуктовой линии |
Совместимость товарной линии | Одинаковая характеристика продуктовых линий |
В практике маркетинга используют следующие пути реализации товарной политики:
1) концентрическая товарная политика – производство нового товара, являющегося продолжением выпускаемого ранее товара, существенных изменений в технологии не происходит, товар привлекает новых покупателей
2) горизонтальная товарная политика – предпринимается выпуск нового товара, являющегося продолжением выпускаемого ранее товара, существенных изменений в технологиях не наблюдается, товар ориентирован на уже сформировавшийся круг покупателей.
3) конгломератная товарная политика – предпринимается выпуск действительно нового товара, никак не связанного с товарами, выпускаемыми ранее, требуется изменение в технологии и дополнительное исследование рынка
Решение по развитию товарного ассортимента принимается с учетом:
1) производственных и финансовых возможностей предприятия, его системы сбыта, квалификации персонала
2) потребности рынка, ожидания потребителей и мотивации их поведения на рынке
3) возможности создания перспективной продуктовой линии, соответствующей требованиям рынка
На рынке можно использовать следующие товарные группы:
Товарная группа | Характеристика |
Основная | Товары, приносящие основную прибыль и находящиеся на стадии роста |
Поддерживающая | Товары, стабилизирующие доходы от продаж и находящиеся на стадии зрелости |
Стратегическая | Товары, призванные обеспечивать для предприятия прибыль в будущем |
Тактическая | Товары, призванные стимулировать продажи основных товаров и находящиеся в стадиях зрелости и роста |
Если предприятие не может поддержать оптимальный ассортимент, оно должно осуществлять элиминацию товаров – мероприятие, способствующее улучшению привлекательности товарного предложения.
Стратегически управленческие решения по развитию продуктовых линий могут иметь различное содержание, и направлены на 3 тактики:
1) расширение продуктовых линий – создание оптимального ассортимента и максимальное удовлетворение потребностей рынка
2) прореживание продуктовой линии – снятие с производства тех товаров, которые не пользуются спросом
3) модернизация продуктовой линии – адаптация к новым требованиям рынка