Этапы разработки нового товара


Диффузия инновации

Разработка новых товаров

Сам факт того, что рано или поздно любой товар переходит из стадии зрелости в стадию упадка, ставит фирму перед необходимостью регулярных инноваций с целью обновления продуктового портфеля предприятия.

Инновация(от лат. in-novatio — обновление) - это новшество, нововведение, какое-либо измене­ние, созданное и подготовленное к внедрению «под ключ».

К инновациям можно отнести: разработку нового продукта, создание и внедрение новой техно­логии или know-how, организационные и структурные изменения в работе предприятия, проник­новение на новые рынки сбыта и т.д. В любом случае, под инновацией понимается реализация некой плодотворной практической идеи, которая приносит пользу обществу и, в конечном счете, прибыль тому субъекту рынка, который ее реализовывает.

Любое общество в той или иной степени склонно к консерватизму и не сразу принимает те изме­нения, которые проводят в жизнь наиболее активные и инициативные граждане. Большинство инноваций гибнет на начальном этапе своего развития. Однако те изменения, что которые про­бивают себе дорогу, проходят несколько стадий в своем развитии. Этот процесс носит название диффузии инновации (см. рисунок на след. странице).

Потребители инновации подразделяются на пять групп:

□ Новаторы - потребители, быстро принимающие все новое, готовые психологически к опробованию инновации,
практически еще неизвестной обществу

Q Ранние последователи - активные потребители, также быстро усваивающие новинку и создающие хорошую стартовую площадку для массового распространения инновации

  / \ -
/ \  
/ \ \  
/ Раннее \ Позднее \
/ большинство большинство  
  35% 35% 15 %>---.__

□ Раннее большинство - наиболее
активная часть массового рынка, о,<
охотно принимающая инновацию

на первом этапе массового распространения

□ Позднее большинство - более
консервативная часть массового
рынка, принимающая инновацию
с определенной степенью
недоверия

□ Запаздывающие - наиболее
пассивные потребители, которые

Запаздывающие

находятся на удаленной пери 0 0 f-0/12,5%.

ферии рынка ^'""'' рЯННцР

Новаторы г^нние

последователи

1. Генерирование идей- процесс создания новых идей, позволяющих улучшить товар или приступить к разра­
ботке принципиально нового товара (метод мозгового штурма, изучение мнения потребителей, морфологиче­
ский анализ и т.д.).

2. Отбор идей- ранжирование идей по степени привлекательности и отбор нескольких наилучших идей для более
тщательной проработки. При отборе следует учитывать вероятность ошибки типа «ДА» (сказанное плохой идее)
и типа «НЕТ» (сказанное хорошей идее).

3. Разработка и проверка концепции товара.Концепция товара - это набор значимых для потребителя отличи­
тельных черт товара, которые сделают его привлекательным и обеспечат его успешную продажу. Главный кри­
терий - очевидность концепции и ее соответствие простой логике и здравому смыслу.



 


4. Разработка бизнес-плана.На этом этапе планируются финансовые потоки и подготавливаются инвестиции в
новый проект.

5. НИОКР.Производится разработка нового товара и его лабораторные испытания. Главная фигура - ученый, ис­
следователь, инженер. При этом важно соблюдать сроки НИОКР и сохранять нацеленность на конкретный прак­
тический результат.

6. Рыночное тестирование нового товара.Используются различные приемы маркетинговых исследований (fo­
cus-группы, hall-тесты, home-тесты, пробные продажи товара и пр.). При выявлении каких-либо недостатков то­
вар отправляется на доработку или от проекта вообще отказываются.

7. Развертывание нового производства.Закупается новое оборудование, арендуются помещения, нанимается
персонал, подготавливается производственный процесс. Также планируется рекламная компания и система сбы­
та нового товара.