Этапы разработки нового товара
Диффузия инновации
Разработка новых товаров
Сам факт того, что рано или поздно любой товар переходит из стадии зрелости в стадию упадка, ставит фирму перед необходимостью регулярных инноваций с целью обновления продуктового портфеля предприятия.
Инновация(от лат. in-novatio — обновление) - это новшество, нововведение, какое-либо изменение, созданное и подготовленное к внедрению «под ключ».
К инновациям можно отнести: разработку нового продукта, создание и внедрение новой технологии или know-how, организационные и структурные изменения в работе предприятия, проникновение на новые рынки сбыта и т.д. В любом случае, под инновацией понимается реализация некой плодотворной практической идеи, которая приносит пользу обществу и, в конечном счете, прибыль тому субъекту рынка, который ее реализовывает.
Любое общество в той или иной степени склонно к консерватизму и не сразу принимает те изменения, которые проводят в жизнь наиболее активные и инициативные граждане. Большинство инноваций гибнет на начальном этапе своего развития. Однако те изменения, что которые пробивают себе дорогу, проходят несколько стадий в своем развитии. Этот процесс носит название диффузии инновации (см. рисунок на след. странице).
Потребители инновации подразделяются на пять групп:
□ Новаторы - потребители, быстро принимающие все новое, готовые психологически к опробованию инновации,
практически еще неизвестной обществу
Q Ранние последователи - активные потребители, также быстро усваивающие новинку и создающие хорошую стартовую площадку для массового распространения инновации
/ | \ | - | |
/ | \ | ||
/ | \ \ | ||
/ Раннее | \ Позднее | \ | |
/ | большинство | большинство | |
35% | 35% | 15 %>---.__ |
□ Раннее большинство - наиболее
активная часть массового рынка, о,<
охотно принимающая инновацию
на первом этапе массового распространения
□ Позднее большинство - более
консервативная часть массового
рынка, принимающая инновацию
с определенной степенью
недоверия
□ Запаздывающие - наиболее
пассивные потребители, которые
Запаздывающие |
находятся на удаленной пери 0 0 f-0/12,5%.
ферии рынка ^'""'' рЯННцР
Новаторы г^нние
последователи
1. Генерирование идей- процесс создания новых идей, позволяющих улучшить товар или приступить к разра
ботке принципиально нового товара (метод мозгового штурма, изучение мнения потребителей, морфологиче
ский анализ и т.д.).
2. Отбор идей- ранжирование идей по степени привлекательности и отбор нескольких наилучших идей для более
тщательной проработки. При отборе следует учитывать вероятность ошибки типа «ДА» (сказанное плохой идее)
и типа «НЕТ» (сказанное хорошей идее).
3. Разработка и проверка концепции товара.Концепция товара - это набор значимых для потребителя отличи
тельных черт товара, которые сделают его привлекательным и обеспечат его успешную продажу. Главный кри
терий - очевидность концепции и ее соответствие простой логике и здравому смыслу.
4. Разработка бизнес-плана.На этом этапе планируются финансовые потоки и подготавливаются инвестиции в
новый проект.
5. НИОКР.Производится разработка нового товара и его лабораторные испытания. Главная фигура - ученый, ис
следователь, инженер. При этом важно соблюдать сроки НИОКР и сохранять нацеленность на конкретный прак
тический результат.
6. Рыночное тестирование нового товара.Используются различные приемы маркетинговых исследований (fo
cus-группы, hall-тесты, home-тесты, пробные продажи товара и пр.). При выявлении каких-либо недостатков то
вар отправляется на доработку или от проекта вообще отказываются.
7. Развертывание нового производства.Закупается новое оборудование, арендуются помещения, нанимается
персонал, подготавливается производственный процесс. Также планируется рекламная компания и система сбы
та нового товара.