Основные участники мирпол в первой половине 21в.


 

Великие державы в мирпол: США.

 

  1. понятие «великая держава».
  2. идеология и стратегия внешней пол-ки США
  3. перспективы межд.роли США в первой половине 21в
  4. российско-американские отн-я

 

Понятие «великая держава».

 

Юридически все гос-ва равны, что подтвердается их позицией в ООН. Но по политич.весу существует иерархическая пирамида гос-в.

 

ВД – гос-во-лидер, способное оказывать наивысшее по критериям своего времени влияние на межд.жизнь (на глоб.и регион.ур-нях) и, в силу этого, обладающее глобальной или региональной сферой влияния.

! В истории великих держав были и периоды изоляционизма.

В кругу гос-в-лидеров мб своя иерархия (от сверхдержав – Римская империя – до глобальных ВБ и региональных лидеров). Кол-во глоб.ВБ не превышает 5-7.

ВД сейчас: Россия, КНР, ВБ, Франция, Германия, Япония.

 

Понятие ВД носит исторический хар-р. В 19в мировыми лидерами были империи, которые сейчас уже не существуют. Нынешние лидеры тоже не всегда имели этот статус.

Влияние вд базируется на их внешнепол.ресурсах как совокупности факторов силы гос-ва:

  • Материальные
    • Географические
    • Демографические
    • Экономические
    • Военные
  • Нематериальные
    • Политические
    • Социальные
    • Репутационные
    • Идеологические
    • Культурные
    • Информационные
    • Научно-технические
    • Образовательные

 

Нематериальные ресурсы образуют мягк.силу!

 

Пути достижения лидерства различны! До ядерной эпохи за него воевали. С появление яд.оружия появились 3 пути к лидерству:

  • Классический. Гос-во лидер добивается лидерства путем набора максимального числа показателей.
  • Неклассический. Гос-во лидер добивается превосходства только в определенных отраслях (Германия, Япония).
  • Путь через объединение параметров. (Евросоюз – сгусток влияния).

 

 

Идеология и стратегия внешн.пол-ки США.

 

Соотношение гегемонии и лидерства во внешн.пол-ке США?

Определимся с понятиями.

Гегемония – сложение двух начал: влияния и главенства, переходящего в господство с неизбежными элементами диктата и подавления несогласных.

Лидерство предполагает наличие общих интересов у лидера и тех, кто за ним следует, исключение прямого подавления лидером тех, кто не входит в сферу его влияния.

 

После распада биполярной системы США сумели остаться сверхдержавой, сделавшись гегемоном, и не сумели обрести статус легального лидера (! В рамках НАТО все-таки лидер). Это вызывает протестные настроения в мире.

 

1990е гг –США все еще считались самой справедливой страной в мире. Что произошло потом?

 

  1. 2008г – Буш-младший запросил у Конгресса на нужды вооруженных сил, сколько просил Рейган в период Холодной войны. Вашингтон стал тратить на оружие почти столько же, сколько весь остальной мир.
  2. война в Ираке под надуманными предлогами.
  3. размещение элементов ПРО в Вост.Европе
  4. спонсирование цветных революций на постсоветском пространстве.

 

В чем идеологическая основа внешней пол-ки США?

  1. идея американской исключительности и особой миссии США в мировой истории. Гл.смысл идеи: свобода, демократия, достаток не только для американцев, но и для всех народов во всех уголках земного шара.
  2. Демократический или либеральный фундаментализм, теоретически оформленный как концепция демократического мира (демократии не воюют между собой -> мир во всем мире). Американцы встали на путь фундаментализма!
  3. классическая теория политич.реализма. (МО – совокупность внешних политик гос-в). Межд.пол-ка состоит из отдельных гос-в; мировой порядок – побочный продукт эгоистических действий великих держав.

 

Как американский истеблишмент воспринимает окр.среду межд.системы? они не видят на мировой арене стран или межд.институтов, с к-рыми им бы пристало согласовывать свои действия. В НАТО США доминируют. Договариваться с РФ или КНР американцы не считают нужным, учитывая свою превосходящую мощь. В ООН ¾ стран – периферия, что делает ООН орг-ей стран третьего мира; странно искать поддержку у недееспособных гос-в. США проводят эгоистическую пол-ку в соотв-ии со своими нац.интересами.

А ведь межд.среда изменилась:

  1. Яд.оружие обесценивает роль и значение технологичной части воен.арсенала ВД.
  2. Сформировалась новое самосознание периферии. До 19в они быстро покорялись завоевателям, то сейчас выбор между смертью и подчинением делается в пользу смерти.
  3. глобализация объективно сближает гос-ва перед лицом глоб.проблем.
  4. появляются новые центры силы, претендующие на пол.влияние в мире.

 

Мини вывод: самая мощная в мире держава во внешн.пол-ке руководствуется не столько реальностью, сколько своими представлениями о том, какой эта реальность должна быть.

 

Ос-ти «доктрины Буша»:

  • Сильный акцент на воен.составлящей внешн.пол-ки. Превентивные операции!
  • Принудительная демократизация др.стран; прежде всего Ближнего Востока и постсоветского пространства.

 

Из внешнепол.программы Обамы:

  • Ислам – не враг.
  • США будут играть роль справедливого и напористого посредника в деле достижения мира между Израилем и Палестиной.
  • США следует вести серьезные переговоры с Ираном по поводу его ядерной программы и др.
  • США надо уважать щепетильность Лат.Ам.в отн-ии их культурного прошлого и расширять контакты с Кубой.
  • Необходимо энергичнее действовать в отн-ии сокращения ядерного арсенала.
  • Улучшение российско-американских отн-ий.

 

Отличия Обамы от Буша:

Америка отказалась брать на себя всю тяжесть отв-ти за ситуацию в мире.

 

Общее: Постулат поддержания воен.превосходства США в мире.

 

 

Перспективы межд.роли США в первой половине 21в.

 

Трудно дать оценку.

С одной стороны, существующие тенденции указывают на медленное снижение роли США в мировой эк-ке и пол-ки и превращение в «нормальную страну».

С другой стороны, США останутся самой мощной страной в мире по совокупности внешнепол.ресурсов вплоть до сер.21в.

 

Как рядовые американцы видят будущие перспективы своей страны в мире?

После 9/11 администрация не раз разъясняла гражданам, что профилактические войны нужны как ср-во предотвращения войн на самой американской территории. Убедительно для большинства американцев. От них нельзя отказаться! -> в ближайшие годы следует ожидать новых квазиимперских попыток США.

Субъективные предпосылки такой пол-ки США в будущем вытекают из американской идеологии; иначе будет утрачена ам.идентичность.

 

Угрозы США:

  • Глоб.терроризм.
  • Пан-исламизм
  • «Новые левые» в Лат.Ам., напр., Венесуэла
  • Эко.рост КНР, к-рый способен видоизменить всю межд.эк.систему в силу наращивания потенциала и претензий на изм-е правил игры в МВФ
  • Укрепление воен.потенциала РФ, обещающее США изматывающую гонку вооружений

 

Состояние мобилизации в американском обществе будет поддерживаться, так что Америка не станет норм.страной.

 

Что ждет мир, если США вдруг откажутся от своей имперской миссии?? Придет аполярность, глоб.вакуум власти. От него выиграют более опасные силы, нежели соперничающие между собой ВД.

 

 

Российско-американские отн-я.

 

С начала 21в РФ-США отн-я явно ухудшились по сравнению с 90ми гг. почему?

Экспертные оценки: либерал Д.Тренин считает, что для США принципиальное зн-е имеет хар-р власти в стране. В 90е гг американцам казалось, что качественно РФ может быть такой же страной, как ЕС или США. Это не так, но успокаивало, что РФ слаба. американцам видится, что РФ управляется авторитарным режимом. Возвращение Путина в 2012 только усугубило ситуацию в глазах американцев. США рассматривает РФ как страну не своего круга, к-рую следует опасаться.

Ам.политолог: РФ испытывает обиды по отн-ю к США. В США не ценят вклада СССР в окончание Холодной войны и ту цену, к-рую РФ заплатила за это. Россиян раздражает критика со стороны США. В РФ считают, что, высказывая несогласие с ее пол-кой, США преследуют свои интересы, желая ограничить влияние на постсоветском пространстве. В РФ бытует мнение, что США живет по двойным стандартам.

 

Факты.

Что объединяет РФ и США? Общие усилия в отн-ии угроз терроризма, пиратства и распространения оружия массового поражения + Эк.связи (россияне много инвестируют в США).

Противоречий намного больше!

Претензии Москвы:

  1. США вместе с НАТО обещали, что альянс не будет расширяться. Все случилось как раз наоборот.
  2. спонсирование цветных революций в Грузии и Украине.
  3. договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Был заключен в самый последний год хол.войны (1990г), но не был ратифицирован ни одной страной западного блока. РФ соблюдала его в одностороннем порядке до 2007г, когда Путин высказался за наложение моратория на этот договор.
  4. договор о ПРО. Наибольший раздражитель!!
  5. поправка Джексона-Веника и список Магницкого

 

Претензии Вашингтона:

  1. политика Москвы в мусульманском мире. Контакты с Хамас, военно-техническое сотрудничество с Сирией, Ираном
  2. военно-коммерческое сотрудничество со странами Лат.Америки.

 

Шаги навстречу США со стороны РФ:

    • закрыты особенно раздражавшие Америку воен.базы за рубежом
    • РФ не препятствовала открытию американских баз в Средней Азии после 9/11
    • РФ спокойно восприняла выход США из договора по ПРО в 2002г
    • РФ спокойно восприняла принятие в НАТО стран Балтии

 

Общая оценка двусторонних отн-ий:

США значительно превосходит РФ по обеспеченности внешнеполитич.ресурсами (в т.ч.по оснащению войск). США практически не зависят от российских углеводородов. Вследствие членства в Совбезе ООН в РФ высокие амбиции, чего недостаточно для равноправного партнерства.

Но многое зависит от того, кто у власти в США. При Обаме произошло некоторое потепление в отн-ях двух стран (напр., перезагрузка). Администрации Обамы прагматична! У них полно других задач, связанных с Ираном, Афганистаном и др. РФ – тыл для американской внешней пол-ки.