Экономика


Признаки различия туристских предприятий

 

Признак Содержание Пример
Функция Транспортные услуги Транспортное предприятие
  Размещение, питание Гостиница
  Обслуживание / сервис Ресторан / гостиница
  Туропосреднические услуги Транспортное бюро / управление
  Объединение предложений в комплексе Турбюро и туроператор; туристическая организация
Место расположения Характер размещения, расстояние между местом отправления и назначения Лагерь отдыха в горах, на море, места для выездов на отдых, транспортные и административные центры
Качество Региональный, местный характер, степень комфорта Одна – пятизвёздочные гостиницы, система индивидуального и общественного питания
Размер Объём работы Крупные, средние, мелкие предприятия
Владелец Финансовая и производственная организация Управляемые и арендуемые предприятия, частные и финансовые общества

В гостиничном хозяйстве мелким предприятием считаются гостиницы до 40 койко-мест, средним — до 80 и крупным — свыше 80 койко-мест.

 

Система управления туризмом и ее внешние взаимосвязи

Рассматривая влияние внешней среды на туризм, следует иметь в виду, что оно не везде одинаково. Для менеджмента важно выявить наиболее существенные факторы внешнего воздействия и выработать эффективные способы реагирования на них. Рассмотрим взаимозависимость системы туризма и внешней среды (общественного окружения).

Экономика и туризм тесно взаимодействуют друг с другом. Различается воздействие экономики на туризм, и наоборот — воздействие туризма на всю экономику страны.

Воздействие экономики на туризм

Общие экономические факторы могут воздействовать на туризм как положительно, так и отрицательно. Факторами, положительно влияющими на туризм, являются:

□ рост реального дохода;

□ более равномерное распределение дохода;

□ стабильное положение валюты.

Факторы, отрицательно воздействующие на туризм, следующие:

□ экономические кризисные явления;

□ спад промышленности (рост безработицы, сокращение заработной платы, временная работа);

□нестабильная ситуация с валютой.

Величина реального дохода воздействует на спрос туристских услуг. При увеличении реального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег. Если денег оказывается больше, чем это необходимо для финансирования жизнеобеспечения людей, увеличивается и спрос на путешествия.

Распределение дохода также воздействует на туризм. Чем равномернее распределяется доход в обществе, тем больше людей смогут позволить себе путешествия. Эту взаимосвязь можно было обнаружить уже в XIX — начале XX в.

Стабильность валюты — тоже важный фактор в системе туризма. Если курс доллара высокий, то это не позволяет купить много долларов, и наоборот. При такой ситуации с валютой отдых и поездка жителя нашей страны в США будут стоить дорого, а поездка американца в Россию станет очень выгодной. Колебания обменного курса приводят к тому, что разница цен на одни и те же услуги становится весьма значительной.