Задачи анализа финансовых результатов. Порядок формирования показателей финансовых результатов. Анализ состава и динамики прибыли организации


Тема. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Финансовые результаты характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности (доходности).

Прибыль и рентабельность продаж – важные показатели эф­фективности производства.

Прибыль -это часть чистого дохода, созданная в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Количественно она представляет собой разность между доходами и расходами организации. Прибыль характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия, организации.

Основными задачами анализа финансовых результатов являются:

1. системный контроль за выполнением плана по реализации продукции и получения прибыли.

2. определение влияния внешних и внутренних факторов на финансовые результаты.

3. выявление резерва увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли.

4. оценка возможностей увеличения реализации продукции.

5. разработка мероприятий по использованию резервов.

Основными источниками информации для проведения анализа являются данные бухучета по счетам 90, 91 и 99, форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» с расшифровкой, ведомости по реализации продукции, таблицы бизнес – плана.

Различные стороны финансово – хозяйственной деятельности предприятия, организации получают законченную оценку в системе показателей финансовых результатов.

Классификация видов прибыли:

1. По порядку формирования:

· валовая прибыль (маржинальный доход);

· прибыль от продаж;

· прибыль до налогообложения;

· чистая прибыль.

2. По источникам формирования:

· прибыль от продаж;

· сальдо прочих доходов и расходов;

3. По видам деятельности:

· прибыль от основной деятельности;

· прибыль от инвестиционной деятельности;

· прибыль от финансовой деятельности;

4. По периодичности получения:

· регулярная;

· чрезвычайная.

5. По характеру использования:

· капитализированная (нераспределенная);

· направленная на дивиденды.

Обобщенно эти показатели представлены в форме №2. Механизм формирования показателей представлен на рис 1.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

- маржинальная прибыль – разность между выручкой и прямыми производственными затратами на реализованную продукцию;

- прибыль от продаж– разность ме­жду суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода. Прибыль от продаж характеризует эффективность основной деятельности;

.

Рис 1 Схема формирования показателей прибыли

 

- прибыль до налогообложения – финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестици­онной деятельности, прочие до­ходы и расходы;

- чистая прибыль – та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санк­ций и прочих обязательных отчислений;

- капитализированная (нераспределенная) прибыль – часть чистой при­были, которая направляется на финансирование прироста активов;

- потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на вы­плату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

В процессе анализа состава и динамики прибыли необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфля­ционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку кор­ректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.