Задачи анализа финансовых результатов. Порядок формирования показателей финансовых результатов. Анализ состава и динамики прибыли организации
Тема. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Финансовые результаты характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности (доходности).
Прибыль и рентабельность продаж – важные показатели эффективности производства.
Прибыль -это часть чистого дохода, созданная в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Количественно она представляет собой разность между доходами и расходами организации. Прибыль характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия, организации.
Основными задачами анализа финансовых результатов являются:
1. системный контроль за выполнением плана по реализации продукции и получения прибыли.
2. определение влияния внешних и внутренних факторов на финансовые результаты.
3. выявление резерва увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли.
4. оценка возможностей увеличения реализации продукции.
5. разработка мероприятий по использованию резервов.
Основными источниками информации для проведения анализа являются данные бухучета по счетам 90, 91 и 99, форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» с расшифровкой, ведомости по реализации продукции, таблицы бизнес – плана.
Различные стороны финансово – хозяйственной деятельности предприятия, организации получают законченную оценку в системе показателей финансовых результатов.
Классификация видов прибыли:
1. По порядку формирования:
· валовая прибыль (маржинальный доход);
· прибыль от продаж;
· прибыль до налогообложения;
· чистая прибыль.
2. По источникам формирования:
· прибыль от продаж;
· сальдо прочих доходов и расходов;
3. По видам деятельности:
· прибыль от основной деятельности;
· прибыль от инвестиционной деятельности;
· прибыль от финансовой деятельности;
4. По периодичности получения:
· регулярная;
· чрезвычайная.
5. По характеру использования:
· капитализированная (нераспределенная);
· направленная на дивиденды.
Обобщенно эти показатели представлены в форме №2. Механизм формирования показателей представлен на рис 1.
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
- маржинальная прибыль – разность между выручкой и прямыми производственными затратами на реализованную продукцию;
- прибыль от продаж– разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода. Прибыль от продаж характеризует эффективность основной деятельности;
.
Рис 1 Схема формирования показателей прибыли
- прибыль до налогообложения – финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы;
- чистая прибыль – та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
- капитализированная (нераспределенная) прибыль – часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;
- потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.
В процессе анализа состава и динамики прибыли необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.