Анализ конкурентоспособности продукции


Конкурентоспособность – характеристика продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Параметры товара:

- технические - свойства товара, область его применения, назна­чение;

- эстетические - внешний вид товара;

- эргономические - соответствие товара свойствам человеческого организма;

- нормативные - соответствие товара действующим нормам и стандартам;

- экономические - уровень цен на товар, сервисное обслужива­ние, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетво­рения данной потребности.

Методика оценки конкурентоспособности продукции предпола­гает сопоставление параметров анализируемого товара и товара-конкурента.

Для оценки конкурентоспособности продукции используют показатели:

- единичный (g) - отражает процентное отношение уровня како­го-либо параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

- групповой (G) - объединяет единичные показатели (gi) по одно­родной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (аi), определяемых экспертным путем: G = ∑ аi х gi

- интегральный (I) - представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gi) к групповому по­казателю по экономическим параметрам (Ge):

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или товар конку­рента по своим параметрам.

Для сохранения завоеванных позиций на мировых и внутренних рынках необходимо периодически проводить сравнительный анализ показателя конкурентоспособности в динамике.

Обобщающий вывод о конкурентоспособности продукции проводят на основе сравнения динамики объема продаж в стоимостном и натуральном выражении.

Для оценки конкурентоспособности продукции используется обобщающий показатель – рентабельность продаж.

,

где: ПN – прибыль от продаж;

N – выручка от продаж.