Подсистема формирования обобщенного показателя эффективности работы инспекции


Функциональные подсистемы АИС налоговых уровней на уровне субъекта РФ.

На уровне субъектов РФ создаются различные функциональные подсистемы АИС налоговых органов. К наиболее целесообразным из них относятся подсистемы:

ü хранения и выдачи показателей;

ü управления;

ü формирования обобщенного показателя эффективности работы районной инспекции;

ü прогнозирования налоговых платежей;

ü макро- и микроэкономического анализа;

ü обеспечения методической деятельности;

ü юридического обеспечения.

Рассмотрим основные цели, задачи и составляющие этих подсистем.

Подсистема хранения и выдачи показателей АИС налоговой отчетности (АИСНО). АИСНО на региональном уровне должна обеспечивать решение следующих функциональных задач:

ü формирование отчетных форм по федеральному и городскому бюджетам;

ü формирование справок о поступлении нарастающим итогом с начала года налогов и платежей в доходы городского и федерального бюджетов по кварталам, разделам и параграфам бюджетной классификации;

ü формирование информации аналитических таблиц для различных функциональных подразделений инспекции;

ü формирование аналитических таблиц для подсистемы управления региональной налоговой инспекции;

ü ввод, просмотр и корректировку исходных данных;

ü свод, выборку и группировку информации по заданным параметрам;

ü формирование, просмотр, корректировку и печать выходных документов;

ü просмотр, корректировку и отображение нормативно-справочной информации.

Выходные формы с расчетами различной степени сложности формируются на базе данных электронного информационного хранилища налоговой инспекции.

Подсистема управления. Информационная подсистема управления региональной налоговой инспекции в соответствии с современными представлениями информационной технологии подразделяется на четыре составляющие:

1) система управления;

2) информационное хранилище;

3) система формирования оптимальных решений;

4) оперативная база данных. Подсистема предназначена для обеспечения оперативного сбора и координации данных в процессе функционирования налогового органа и предоставления информации руководящему составу для принятия решений, а также информационного взаимодействия всех подразделений инспекции как между собой, так и с внешними организациями.

Предназначена для объективной оценки эффективности работы районной налоговой инспекции с целью принятия решений, направленных на ее улучшение.

Из множества факторов, влияющих на эффективность работы, выделяют наиболее существенные, т.е. факторы, доминирующие в достижении целей работы налоговых инспекций. Их условно можно разделить на два класса, характеризующие: а) результаты работы; б) условия работы и квалификацию кадрового состава.

Анализ результатов работы налоговых инспекций может быть выполнен путем построения сравнительных диаграмм. Для определения статистической зависимости параметров нахождения аномальных данных, кроме аналитических методов, используются и графические.

Подсистемы макро- и микроэкономического анализа. Информационную базу подсистемы составляют данные электронного хранилища налоговой инспекции и данные отчетности предприятий, сдаваемой в статистические органы. В подсистему заложены разработанные методики макроанализа, ориентированные на комплексный экономический анализ региона, подведомственного региональной налоговой инспекции, и методики микроанализа, ориентированные на экономический анализ отдельных хозяйствующих субъектов.

Основным источником информации для анализа служат: отчетные документы предприятий и организаций, представляемые в налоговые инспекции ежеквартально (ежегодно); бухгалтерский баланс предприятий; отчет о финансовых результатах и их использовании; отчет о состоянии имущества предприятия; отчет о превышении расходов на оплату труда; расчет НДС.

Экономический анализ на микроуровне представлен на примере взаимодействия информационных баз данных налоговых инспекций и Госкомстата России по единой методике сбора (с использованием общероссийских классификаторов), обработки и оценки показателей финансового состояния предприятий.

В экономический анализ предприятий и организаций на микроуровне заложен комплексный подход к оценке показателей их финансово-хозяйственной деятельности, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия.

Анализ производится как по отдельному предприятию путем сравнения его показателей за разные периоды отчетности, так и в сопоставлении с предприятиями, относящимися к одним и тем же группам (по отраслям, видам выпускаемой продукции, численности персонала и др.).

Результаты макро- и микроанализа ориентированы на решение следующих задач:

ü контроль за налогооблагаемой базой и поступлением в бюджет денежных ресурсов в виде налогов;

ü анализ эффективности системы налогообложения;

ü анализ эффективности деятельности предприятий и фирм.

Такой комплексный подход позволяет осуществлять функции не только контроля, но и анализа деятельности налоговых инспекций, всей системы налогообложения.

Информационное обеспечение методической деятельности должно состоять из следующих относительно самостоятельных частей:

ü базы данных неструктурированной информации, содержащей методические и инструктивные материалы, подготавливаемые и выпускаемые методологическими подразделениями;

ü базы данных законодательных и нормативных актов по налогообложению и общеправовым вопросам, находящейся в хранилище данных и доступной в режиме поиска информации;

ü профессиональные базы данных специалистов налоговой инспекции, содержащие материалы, необходимые для их повседневной профессиональной деятельности и находящиеся в их персональных компьютерах.

Функциональная подсистема обеспечения методической деятельности должна обеспечивать решение задач:

ü разработки методики расчета каждого вида налогов. Исходными данными для решения задачи служат законы, письма, инструкции, изменения и дополнения по налоговому законодательству. Каждый документ должен иметь юридические реквизиты, содержащие данные о наименовании, виде документа, дате принятия, редакции, регистрационном номере, регистрации в Минюсте России, статусе и пр.;

ü определения и разработки методов контроля за исчислением каждого вида налогов. Исходной информацией выступают схемы расчетов налогов и вспомогательная информация. Результаты решения задачи представляют собой анализ логических и арифметических зависимостей с учетом смежных экономических показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности объекта налогообложения;

ü перспективного методического обеспечения – формирования семантической сети каждого вида налога, в которой увязаны все объекты: схемы исчисления налога, используемые показатели и параметры, взаимосвязи с другими аспектами хозяйственной деятельности объекта, история возникновения и преобразования формы расчета каждого налога (формирования налогооблагаемой базы); создания схемы проверки корректности (полноты, непротиворечивости) исчисления налогов; формирования концептуальной структуры базы данных, содержащей фактические данные по поступлению каждого вида налога в различных разрезах.

Подсистема юридического обеспечения. Цель проведения работ по созданию автоматизированной подсистемы юридического обеспечения АИС налоговых органов заключается в:

ü определении структуры (архитектуры) проекта информатизации;

ü определении функционального состава задач с распределением по отдельным рабочим местам;

ü выявлении информационных потребностей специалистов;

ü определении необходимости создания профессиональных баз данных, их состава и содержания, выборе среды реализации;

ü выявлении состава запросов, периодичности их возникновения и приоритетности.