Влияние идей исторической школы на мировую экономической мысль в свете формирования экономической политики Украины.


Историческая школа возникла в Германии в связи с необходимостью теоретического обоснования экономического и духовного объединения многочисленных феодальных княжеств в единое могучее государство.

Значение Исторической школы трудно переоценить. Она дала миру но­вый подход в исследовании экономических явлений. Этой школой был собран, огромный по важности, историко-географический и экономический материал. На базе его фактов, посредством исторического метода исследования, через изучение хозяйственных явлений и процессов национальной и временной определённости было обосновано приоритетность роли государства в обеспечении национальных интересов и социального согласия. В конечном счёте, выше названный подход и определил выбор стратегии развития немецкого государства.

Идеи сторонников немецкой исторической школы получили дальнейшее развитие в трудах английских, американских, шведских и других иностранных экономистов.

Так, например, Джон Мейнард Кейнс (1883 -1946) исходя из высказываний Вернера Зомбарта об «организованном капитализме» обосновал теорию государственного регулирования капиталистической экономики, сделал вывод о том, что только активная финансовая политика, стимулирующая спрос, может справиться с массовой безработицей в период кризиса.

Предложения Луйо Брентано по государственному управлению рынком труда нашли понимание и поддержку американского экономиста Артура Оукена (1928 - 1980). Оукен считал, что любая теория о формировании заработной платы и рынка труда должна исходить из фактически недостаточной гибкости рынка труда. Поэтому государство должно создавать такие условия между предпринимателями и работающими у них по найму, чтобы они были заинтересованы в подписании долгосрочных соглашений о труде и достойной заработной плате. То, что Адам Смит называл «невидимой рукой», распределяющей производство и продажу товаров, А. Оукен заменил «невидимым рукопожатием» между предпринимателями и наемными работниками.

При усилении экономический процессов в Украине отмеченные закономерности крайне важно учитывать как ни в какой другой стране, особенно в условиях транзитивной экономики. Правительство нашей страны должно оказывать всемерную поддержку ведущим отраслям и предприятиям промышленности, транспорта, сельского хозяйства, что должно выражаться в льготном кредитовании таких объектов народного хозяйства. Вместо закупок промышленных и потребительских товаров по импорту необходимо защищать и поддерживать отечественных товаропроизводителей. Получаемые от Международного Валютного Фонда (МВФ) транши не следует попусту проедать, их необходимо использовать на реконструкцию действующих и строительство новых объектов народного хозяйства, вкладывать средства в развитие малого и среднего бизнеса.

Государство должно более активно контролировать расходование средств в социальной сфере, поскольку производительные силы нации – это главная составляющая экономического и духовного богатства страны.

Итак, историческая школа прошла в своем развитии ряд этапов. Ста­рая школа обосновала новый методологический принцип анализа экономи­ческих явлений. Новая – собрала огромный статистический и экономичес­кий материал и приступила к его анализу. Представители «третьей волны» провели глубокий анализ и дали интерпретацию этим экономичес­ким явлениям. Тем самым они дополнили достижения классической школы А.Смита и Д.Рикардо, подняв экономическую науку на новый уровень. Социальное направление экономической мысли, стало своеобразной модификацией исторической школы в условиях монополистического капитализма, которое, фактически, и завершило формирование данной ветви.

 

 

Тема 11. УГЛУБЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ ЭКОНОМИСТОВ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХIХ СТОЛЕТИЯ К КОЛИЧЕСТВЕННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

 

1. Истоки концепции маржинализма и общего экономического равновесия и предельной полезности. Г.Г. фон Госсен (1810-1858).

2. Разработка методологических и теоретических принципов маржинализма австрийской (венской школой). К.Менгер (1840-1921), О. фон Бем-Баверк (1851-1919), Ф.фон Визер (1851-1926).

3.Лондонская школа маржинализма. У.Ст.Джевонс (1835-1882) .

4.Лозанская школа. Л.М.Е.Вальрас (1834-1910) и В.Парето (1848-1923).

5.Американское ответвление маржинализма. Дж.Б.Кларк (1847-1938).