ТЕМА 7. АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ТЕЧЕНИЯМ. НЕМЕЦКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ


Источники.

Особенности экономической мысли

Общая характеристика данного этапа экономической мысли

Исторические предпосылки появления данного этапа

Этап открытия и разработки основополагающих теоретических принципов экономической мысли охватывает период достижения капиталом развитых форм вместе с которыми начинается подрыв рыночных отношений, а с ним и самого капитала. Он начинается с последней трети ХІХ века и заканчивается 30-ми годами ХХ ст. Появляется потребность в разработке конкретных рекомендаций хозяйствующему субъекту а с ним и методов для разработки решения данной проблемы.

Экономисты этого периода считали рынок самодостаточной и саморегулирующейся системой. В связи с этим изучаются предпосылки и условия его нормального функционирования, рыночное равновесие, законы ценообразование и т.д. Начинается поиск и интенсивная разработка принципиально новых практических проблем экономической теории, а также новых элементов в методе и методологии применения теоретических наработок исследования на практике. Политическая экономия, как например в Германии, заменяется «Историей народного хозяйства». В других, крен в сторону практики, приводит к появлению нового направления экономической мысли - маржинализма, пытающегося определить количественные параметры эффективного хозяйствования, а с ним и новой науки – «Экономикс».

 

Кроме общих черт экономическая мысль данного периода имеет особенности, которые определяются социально-экономической и исторической спецификой развития. На данном этапе происходит интенсивная разработка наиболее значимых новых методов исследования действительности для более тесной увязки ее с практикой.

Наиболее крупными направлениями этого этапа были: Историческая школа в Германии, которая в силу исторического и социально–экономического положения Германии решала специфические для этой страны проблемы. Эмпирия как аргумент приобретает здесь особую роль. Австрийская (венская) школа предельной полезности, Лозаннская школа и теория всеобщего равновесия. И, наконец, Кембриджская школа с теорией частичного равновесия.

 

Научный етап экономической мысли буржуазного строя изложен в лекционных распечатках в темах 7 – 9.

 

1. Предпосылки возникновения системы национальной политической экономии в Германии.

2. Основные идеи основателей нового направления экономической науки (Э. Берк (1729 - 1797) и А.Мюллер (1779-1829). Ф.Лист (1798-1846) и его "принципы промышленного воспитания нации".

3. Концепции старой исторической школы. В.Рошер(1817-1894), Б.Гильдебранд (1812 – 1878), К.Книс (1821 – 1898).

4. Развитие идей немецкой национальной политической экономии новой исторической школой:

- консервативное крыло (Г.фон Шмоллер (1838 – 1917);

- буржуазно-либеральное крыло (Л.Брентано (1844 – 1931); К.Бюхер (1847 - 1930).

5. Третье поколение исторической школы. Эволюция анализа социально-экономических явлений в трудах В.Зомбарта (1863-1941) и М.Вебера (1864-1920).

6. Социальное направление в политической экономии. Р.Штаммлер (1856 -1938) и Р.Штольцман (1852 – 1930).

7. Влияние идей исторической школы на мировую экономической мысль в свете формирования экономической политики Украины.

 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ В ГЕРМАНИИ

 

На формирование идей немецкой исторической школы в первой половине XIX веке значительное влиянии оказало экономического положения Германии и, прежде всего, её феодальная раздробленность. Достаточно сказать, что в ХУШ веке на ее территории насчитывалось около 365 удельных княжеств, в которых действовало свое законодательство, чеканились собственные деньги и т.п. До 1871 г. на её территории оставалось 36 немецкоязычных государств. В экономическом развитии она сильно отставала от Франции и, конечно же, Англии. Так в 1840 г. население Германии было приблизительно равно населению Англии (около 27 млн. человек), но Германия добывала в 14 раз меньше угля, выплавляла в 8 раз меньше чугуна, перерабатывала в 16 раз меньше хлопка, чем Англия. Затянувшаяся феодальная раздробленность тормозила экономическое развитие Германии, и поэтому ее объединение становилось злободневным вопросом.

Под нее постепенно стали подводиться практические дела. Первым шагом началу такого экономичес­кого объединения послужило образование под эгидой Прусского королевства в 1834 г. Таможенного союза, ставившего целью создание свободного рынка, открывшего начало преодоления внеэкономический связей. С появлением еще слабого, но уже своего национального промышленного капитала возникала проблема укрепления его производительных сил посредством промышленного переворота, т.е. индустриализации страны.

Период, переживаемый Германией, характеризовался ростом национального и гражданского самосознания немцев, осмыслением ими себя как представителей великой нации. Немецкая интеллигенция всячески подчеркивала такое духовное единство, почерпнутое в идеях немецкой классической философии, и, прежде всего, в трудах Э.Канта и Ф.Гегеля. Последний рассматривал развитие материального как реализацию абсолютного духа. Им для немцев стал дух немецкого национализма. Кроме того, предмет философии Гегеля определенный им как воля отдельного человека мог реализоваться только через рынок. Деяние абсолютного духа получало свое воплощение в прусском государстве. Отсюда появление идеологии романтизма, оказавшаяся особенно сильной для народов, не имеющих своего государства, каким и была территория тогдашней Германии. Экономический романтизм исходил из двух оснований: национального единства оформленного в идее национализма и построении мощного централизованного немецкого государства. Усиливается интерес немцев к изучению истории своей страны. Духовное превалирует над материальным. Появляется лозунг: «Нация превыше всего».

Во-вторых, как было показано ранее, Германия, будучи феодальной, малоразвитой страной, для выхода на рубежи передовых стран нуждалась в поиске нетрадиционного подхода преодоления отсталости. К этому её подталкивала, и сама действительность. Прежде всего, это сравнительно небольшая территория, неплодородные земли, а на юге гористая местность. Бурный рост населения, обострял и без того нелегкую проблему его пропитания. Хронически не хватало органических удобрений, а в зарождающейся промышленности дерева. Необходимость замены в производстве дерева металлом, а сельском хозяйстве органики неорганическими удобрениями выводили немцев на концепцию экономического прорыва. Ею и стала идея ускоренной индустриализации как способа перехода к машинному производству способному решить поставленные задачи. Понятно, что вызревание молодого германского капитала вначале нуждалось в защите от более развитых стран, что и было достигнуто через экономичес­кую политику протекционизма. Только она позволяла расширять и постоянно наращивать отечественный экономический потенциал.

В-третьих, была еще одна особенность, которая получила реализацию в подходе немцев к экономической парадигме нового типа – этический аспект. Этическое начало было важнейшим моментом в решении многих экономических проблем. Потом эту черту немецкого менталитета подхватит институционализм. Данный подход разительно отличался от англосаксонского с её доминированием в теоретическом анализе трудовых отношений. Этим немцы продолжили ветку, берущую свое начало в философии Аристотеля.

Таким образом, преодоление экономического отставания страны почти всей немецкой элитой связывалось с укреплением немецкого централизованного государства, способного защитить национальные интересы и индустриализацией страны.

 

2. Основные идеи основателей нового направления экономической науки (Э. Берк (1729 - 1797) и А.Мюллер (1779-1829). Ф.Лист (1798-1846) и его "принципы промышленного воспитания нации".

 

Начало данному направлению, получившему название немецкой исторической школы, положила теория англичанина Эдмунда Берка (1729-1797), который впервые обратил внимание на историческую преемственность и красоту национальной традиции. В нации проистекают проце­ссы, как отмирания, так и обновления, причём всё это находится в органическом единстве. Однако его взгляды не трансформировались в экономическую плоскость.

Идеи учёного нашли отражение в концепции Адама Мюллера (1779-1829), который, в отличие от своего предшественника, перенес их на немецкую почву, соединив неэкономические аспекты с экономическими. Материальное производство он объявлял лишь одной из сторон жизни общества, которое он фиксировал в понятии "материальный капитал". Кроме вещественного богатства - денег есть "нравственный капитал, нуждающиеся в поддержке государства. В Англии он существует и очень давно. Поэтому главное ориентация на экономические процессы, развитие материаль­ного производства. Для Германии нравственный капитал нужно еще развить, соединяя его с «материальным капиталом».

Новый шаг в углублении данных идей высказал Фридрих Лист (1798-1846), Основные свои взгляды он изложил в своей фундаментальной работе "Национальная система политической экономии" в 1841 году. В ней есть слова, кото­рые четко определяют специфику нового подхода. Вот они : "... полити­ческая экономия не есть наука, которая учит только каким образом меновые ценности производятся индивидуумами, распределяются между ними и потребляются ими ... помимо этого государственный деятель желает и должен знать, как возбуждаются производительные силы целой нации, как они увеличиваются, что им оказывает содействие, отчего они слабеют, замирают и совершенно исчезают, как при помощи национальных произво­дительных сил лучше всего и целесообразнее разработать национальные естественные источники, чтобы создать национальное существование, на­циональное благосостояние, культуру и обеспечить наши будущее". Ф.Лист лично знал Адама Мюллера и многое почерпнул в общении с ним. Правда, в отличие от своего знакомого Лист больше обращал внимания на материальный, чем этический аспект.

Коротко, основные идеи Листа применительно к Германии могут быть сведе­ны к трем пунктам:

I. Важнейшим условием прогресса на первых порах есть экономическая политика протек­ционизма.

2. Производительные силы нации главное. Продукт можно растранжирить, проесть. Отсюда принцип ПРОМЫШЛЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НАЦИИ.

3.Геополитическая стратегия нации – рассосредоточение немцев по территории других стран в силу большой их скученности. Однако мирным путем, без военных захватов как это потом осуществлял Адольф Гитлер.

 

3. Концепции старой исторической школы. В.Рошер(1817-1894), Б.Гильдебранд (1812 – 1878), К.Книс (1821 – 1898).

 

Основателем исторической школы был профессор Вильгельм Рошер(1817-1894). Он утверждал, что нет общих законов политической экономии, как тракто­вала классическая школа, а есть только законы развития экономических фактов. При этом использовалась идея существовавшей в Германии с 30-х годов XIX века Исторической школы права. Ее глава видный правовед Фридрих Карл Савиньи (1779-1861) утверждал, что действовать должно не "естественное право" (право каждого человека как первоочередное), а "историческое право" (главенство интересов государства перед личностью). В последствие эта идея получила развитие в Новой (молодой) Исторической школе.

Выразителем идей исторической школы был и Бруно Гильдебрандт (1812 -1878). Он считал, что всякий прогресс в обществе связан с частной собственностью. Потому покушение на нее есть посягательство на технический прогресс.

Однако наиболее твердым и решительным критиком классической школы считается Карл Книс (1821-1898). Он утверждал, что нет отдельных экономических законов, а есть только природные законы, которые действуют в экономи­ческой отрасли. Способами познания экономических явлений К.Книс считал статистику и экономические исследования.

Таким образом, Старой Исторической школой была поставлена задача исследования. Однако приступить к ее решению можно было только путем сбора огромного материала. За эту задачу взялась Новая Историческая школа.

 

 

4. Развитие идей немецкой национальной политической экономии новой исторической школой:

Если Старая школа имела одного лидера, то Новая два. Их взгляды и образовали два крыла школы: консервативное и либеральное.

 

- консервативное крыло. Г.фон Шмоллер (1838 – 1917).

Консервативное направление представлял профессор Берлинского уни­верситета Густав Шмоллер (1838-1917). Он считал, что задачей политэкономии есть только изучение фактического и статистического материала, описание народнохозяйственных процессов и явлений.

При этом особая роль отводи­лась государству. Оно должно было выполнять те функции, которые не мо­гут обеспечить отдельные личности. В их числе забота о воспитании лю­дей, поддержание их здоровья, помощь старикам, женщинам, детям инвалидам и т.д. Шмоллер предлагал осуществлять жесткий контроль над гражданами со стороны государства, которое должно было бы разрешать любое социальные противоречие надклассовым путем. Кроме того, обращалось внимание и на "этический принцип", который должен был формировать твердые нравы для рыночной системы, без которого рынок невозможен. Центра­лизация власти позволяла экономить и средства общества.

 

- Буржуазно-либеральное крыло. Л.Брентано (1844 – 1931); К.Бюхер (1847 - 1930).

 

Другое направление - либеральное представлял Луйо Брентано (1844-1931). Он ви­дел роль государства в несколько другом свете – как управление рынком труда. Это тоже позволяло экономить средства, но главное было дости­жение классового мира, гармонии. Вместо революции, как крайней формы разрешения классовых противоречий, предлагалось проводить реформы. Они нашли свое отражение в 1872 году в "Союзе социальной по­литики". Были выработаны ряд мероприятий по:

- улучшению статистики труда;

- обязательному обучению детей в школах до 10-12 лет;

-государственному регулированию труда детей, подростков, женщин;

- организации страхования рабочих от болезней и несчастный случаев;

- установлению пенсий по старости и нетрудоспособности;

- организации третейских судов для разбора жалоб между рабочими и предпринимателями;

- развитию потребительской и жилищной кооперации.

Кроме сугубо практических разработок представлял интерес и анализ этапов развития капиталистической экономики Карлом Бюхером (1847-1930). Он выделил 3 эта­па развития экономики:

1) "Ступень замкнутого домашнего хозяйства". При нем потребление идет без обмена.

2) "Ступень городского хозяйства". Здесь сравнительно слабое развитие товарных отношении. Хозяйство характеризуется непосредственной связью производителя с потребителем, по заказу которого производится продукт. Это, по сути, простое товарное производство.

3) "Ступень народного хозяйства". Товарное производство здесь ведется на неизвестный рынок. Обмен наиболее развит, длинна пути товара удлиняется. Товар производится последовательно на многих предприятиях. Принимается во внимание торговый и ссудный капиталы. Это по сути уже капитализм. В отмеченном подходе содержится одна важная деталь. Способ обмена является су­щественным для развития капитализма.

В последующем идеи Л. Брентано нашли развитие в теории государства всеобщего благоденствия, а затем экономики благосостояния. От Брентано можно провести линию с его достижением классового мира к социальной школе, а затем к институционализму. И, наконец "Новому курсу Рузвельта".