История сикхизма


Нанак и все последующие девять сикхских лидеров-гуру были из торговой касты кхатриев, которая, как считалось, происходила из варны кшатриев.

Перед смертью Нанак назначил своим преемником своего первого ученика Ангада (1539 – 1552), бывшего шиваита, ставшего вторым гуру сикхов. Он написал житие гуру Нанака и создал гурумукхи — священный для сикхов алфавит языка пенджаби. Во время его правления при гурдварах были устроены трапезные (лангары), в которых могут получить еду нуждающиеся. Работа в лангарах, жертвование на трапезу продуктов или денег считаются благочестивыми обязанностями сикхов.

Преемником Ангада, третьим гуру стал Амар Дас (1574 – 1581), также бывший индуист. Он ввел обряд бракосочетания и первые праздники сикхизма.

Четвертый гуру, Рам Дас (1574 – 1581), установил передачу власти гуру по наследству. Он также создал священное озеро Амритсар («озеро нектара»), вокруг которого со временем была построена одноименная духовная столица сикхов. Пятый гуру, Арджуна (1563 – 1606), основал в Амритсаре главную сикхскую гурдвару, получившую название Золотого храма после того, как в начале XIX века на ней была установлена позолоченная медная крыша.

Священные писания индуистов и мусульман — Веды и Коран — отверг еще гуру Нанак. Однако письменная религия обязательно должна иметь священное писание, и гуру Арджуна дал его сикхам. Он собрал богослужебные гимны, включая сочинения 5 первых сикхских гуру, в единый канонический свод — «Ади Грантх», содержащий более 6 тыс. стихов. Оригинал «Ади Грантх» и сейчас хранится в Золотом храме Амритсара.

Во время богослужения «Ади Грантх» лежит на возвышении под балдахином, перед ним кланяются в землю и обмахивают его опахалами. Стихи «Ади Грантх» читаются грантхи (чтецом), которым может быть любой уважаемый и подготовленный сикх, и поются под аккомпанемент музыкантов. После чтения книгу заворачивают в шелковые покрывала. В праздничные дни, а также по поводу рождения и смерти, непрерывное чтение и пение «Ади Грантх» длится двое суток.

При Арджуне начались столкновения сикхов с исламским государством Великих Моголов, в состав которого входил Пенджаб. Самого гуру Арджуну обвинили в измене и казнили. Его наследник, шестой гуру Хар Говинд (1595 – 1644), много сделал для сплочения сикхов сильную воинскую организацию, способную противостоять Моголам. Девятый гуру, Тегх Вахадур (1621 – 1675), был убит за отказ принять ислам. Десятый, и последний гуру, Говинд Сингх (1666 – 1708), создал военный «Орден чистых» — Хальсу, в который сикхи могут вступить по достижении 14 лет, пройдя обряд посвящения и дав обещание не курить, не употреблять алкоголь и наркотики, не есть мяса животных, забитых иудеями и мусульманами, не вступать в брак с курящими, с врагами сикхизма и с их потомками, хранить верность в браке. Члены Хальсы, «чистые», получают приставку к своему имени: мужчины — Сингх («лев»), женщины — Каур («принцесса»).

«Чистые» должны всегда помнить о Боге, не тратить силы на посты, не сводить веру к паломничествам и благотворительности, быть доблестными воинами, готовыми умереть за свою веру.

Говинд Сингх отменил пост гуру, провозгласив, что отныне единственным гуру будет священное писание, которое с того времени стали называть подобно человеку — «Гуру Грантх Сахиб». Не все сикхи приняли реформы Говинда Сингха. В результате произошло разделение на Хальсу и сахадждхари и образовались секты (самая крупная — намадхари), имеющие своих гуру .

В течение XVIII в. на территории Пенджаба существовало несколько сикхских княжеств. Правитель одного из них, Ранджит Сингх (1780 – 1839), создал единое государство сикхов и стал махараджей Пенджаба. Царство сикхов долго сопротивлялось английской колонизации Индии, но в конце концов потеряло независимость.

Английские колониальные власти стали формировать из сикхов, как наиболее боеспособных индийцев, свои армейские части, прежде всего, гвардию британских вице-королей Индии. В колониальный период большую власть приобрели настоятели гурудвар маханты, которых поддерживали англичане. В результате борьбы различных сикхских организаций с махантами, в 1920 г. был учрежден верховный орган сикхизма ― Комитет по управлению гурдварами.

После обретения Индией независимости и отделения исламского Пакистана, часть Пенджаба оказалась на его территории. Сикхи вынуждены были оттуда переселиться, частью в индийский Пенджаб, частью на Запад, прежде всего, в Великобританию, где их насчитывается ок. 330 тыс, и в США. Всего в мире ок. 23 млн сикхов. В Индии сикхи составляют 1,9% населения. Они ведут борьбу за большую автономию, в конечном счете ― за создание собственного независимого государства Халистан.

Временами сикхский сепаратизм принимает экстремистские формы. Так, в 1984 г. волнения в Пенджабе настолько усилились, что премьер-министр Индии Индира Ганди была вынуждена отдать приказ о войсковом штурме Золотого храма, в результате чего храм сильно пострадал, а тысячи сикхов были убиты. Вскоре Индира Ганди была убита сикхом-военным.

С начала 1990-х годов в России начинает складываться община приезжих сикхов, в основном, коммерсантов и студентов. Большинство сикхов, ок. 2 тыс., проживает в Москве. Возглавляет общину генеральный секрктарь Сикхского культурного центра Уджагар Сингх. В 1997 г. в Москве был зарегистрирован Комитет гурдвары, руководит которым Трилочан Сингх Валиа. Своего храма у московских сикхов пока нет, но поскольку сангаты можно проводить в любом помещении, в котором есть «Ади Грантх», сикхи раз в неделю собираются на богослужение в арендованной благотворительной столовой (что удобно для проведения совместных трапез).