Конфуцианство в истории Китая


Первоначально распространение конфуцианства встретило определенное сопротивление, в первую очередь со стороны фа цзя ― школы легистов («законников»). Они учили о необходимости усиления центральной власти за счет увеличения авторитета закона как абсолютной ценности, введения всеобщего контроля и строгих неизбежных наказаний. Одним из авторитетов легизма был Шан Ян (ему принадлежит «Книга правителя области Шан»). Проведенные им в IV в. до н. э. реформы привели к усилению княжества Цинь, жестокий правитель которого Ши Хуанди в 221 г. до н. э. создал единую империю, в которой утвердились принципы легистов, а конфуцианство стало преследоваться. Конфуцианских ученых казнили, их книги уничтожали.

Мобилизация народа на общественные работы вызвала восстание, которое привело к падению династии Цинь в 209 г. до н. э.

При династии Хань (206 до н. э. - 220 по н. э.) происходит частичный синтез конфуцианства и легизма. Конфуцианство восприняло нововведения легизма в управлении ― бюрократический аппарат, налоги, административное деление государства. В конфуцианство также включается натурфилософия (учения о инь-ян, пяти первоэлементах и др.). В природных явлениях начинают видеть предостережения и указания Неба. Закрепляется конфуцианскй канон, формируется система норм поведения в соответствии с социальной иерархией.

При императоре Уди (140-87 гг. до н. э.) конфуцианство заняло в Китае господствующее положение.

В 195 г до н. э. ханьский император Лю Бан впервые принес духу Конфуция высшую тройственную жертву ― быка, барана и борова. В дальнейшем так поступал каждый император. С 267 г. н. э. жертвы Конфуцию приносятся также на императорском алтаре в столице. С 555 г. храмы в его честь строятся во всех городах Китая (число их достигло 1500). С XIV в. под влиянием буддизма поминальные таблички в этих храмах начинают заменяться изображениями. Начиная с династии Сун (X - XIII вв.) каждый претендент на ученую степень или должность чиновника совершал поклонение и жертвоприношение Конфуцию. Было подсчитано, что в день жертвоприношения по всему Китаю ему приносили в жертву 6 быков, 27 тыс. свиней, 5800 овец, 2800 оленей, 2700 зайцев и 27600 кусков шелка.

В XI ― XII вв. сложилось неоконфуцианство, впитавшее в себя элементы даосизма и буддизма.

В Китае конфуцианство достигло апогея влияния в XVII в. Конфуцианство также получило распространение в Корее, Вьетнаме и Японии. С XIV в. в Корее оно становится господствующим мировоззрением; в первой половине XX в. его идеи оказали большое влияние на идеологию имперской Японии.

Конфуцию посмертно был дарован сначала княжеский титул, а при династии Сун (X-XIII вв.) ― императорский. Монгольские правители Китая династии Юань (XIII-XIV вв.) присвоили ему звание «Великий совершенномудрый учитель нации». И наконец, в 1907 г., за четыре года до свержения монархии и прекращения царских жертвоприношений, Конфуций был объявлен равным Небу и Земле.

После прихода к власти в Китае коммунистов конфуцианство стало преследоваться, но оно продолжало играть важную роль на Тайване, в Гонконге и в общине китайских эмигрантов в США. Начиная с 1980-х гг. конфуцианство в КНР постепенно возрождается.