Н.Г. Чернышевский в «Современнике»: аграрная программа и публицистическое мастерство.


Тема: Русская Журналистика во 2 пол. Х1Х в.

План:

1. Н.Г. Чернышевский в «Современнике»: аграрная программа и публицистическое мастерство.

2. Н.А. Добролюбов – литературный критик «Современника».

3. Журнал «Русское слово» (1859 – 1866): издатели, структура, направление.

4. Просветительская публицистика Д.И. Писарева: тематика содержания и «эстетика» формы.

5.Сатирическая журналистика 1869-1870 гг.

Литература:

Учебники, учебные пособия, хрестоматии, монографии,

1. Есин Б.И. История русской журналистики Х1Х в. – М., 1989. История русской журналистики ХVIII – Х1Х вв. – М., 1973. Очерки по истории русской журналистики и критики. – Л., 1965. – Т. 2.

2. Горячим словом убежденья. «Современник» Некрасова и Чернышевского. – М.. 1989.

3. Кузнецов Ф.Ф. Журнал «Русское слово». – М.: Худож. лит., 1965.

4. Лебедева Г.М. Сатирический журнал «Искра» (1859-1873). – М.: Сов. Россия, 1959.

5. Нечаева В.С. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Время», 1861-1863. – М.: Наука, 1972.

6. Нечаева В.С. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха», 1864-1865. – М.: Наука, 1975.

7. Нечкина М.В. Н.Г. Чернышевский в борьбе за сплочение сил русского демократического движения в годы революционной ситуации // Встреча двух поколений. – М.: Наука, 1980. – С. 222-242.

8. Поэты «Искры»: В 2 т. – Л.: Сов. писатель, 1955. – Т. 2. (Большая серия «Библиотека поэта»).

9. Прокламации 60-х годов. – М.; Л.: Моск. рабочий, 1926.

10. Ямпольский И.Г. Сатирическая журналистика 1860-х года («Искра») – М.: ГИХЛ, 1964.

11. Ямпольский И.Г. Сатирический журнал «Гудок» (1862) // Рус. лит., 1962. - № 3. – С. 102-119.

12. Журнал «Современник» за 1860 – 1866.

13. Журнал «Русское слово» за 1860 – 186.

14. Журналы Ф.М. и М.М. Достоевских «Время» (1861 – 1863) и «Эпоха» (1864 – 1865).

Подготовка крестьянской реформы выдвинула на первый план аграрный вопрос. Все общественные деятели высказывали в журналистике свою точку зрения на условия освобождения крепостных крестьян, что обострило идеологические разногласия, сделало более очевидным классовые пристрастия той или иной группы журналистов.

В 1857 г. правительство приступило к подготовке закона о печати, который обещал некоторое послабление журнально-газетному предпринимательству. Это привело к ослаблению цензурного режима. Стали возникать журналы и газеты общественно-политического, политико-экономического, отраслевого характера и назначения.

Самым важным, ярким и значительным по содержанию и влиянию на общество был демократический журнал «Современник», редактором которого по-прежнему оставался Н.А. Некрасов. Некрасов, стремясь сохранить журнал использовал всякую возможность, чтобы поддержать авторитет журнала. Он постоянно ищет новых сотрудников, привлекает видных писателей: И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, много печатает стихов Фета, Тютчева, Майкова, Никитина и др.

В 1854 г. создается сатирико-юмористический отдел «Литературный ералаш». где впервые появляется литературный персонаж-пародия Козьма Петрович Прутков – лит. маска, под которой выступали поэты Алексей Толстой, Братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир, Александр) и Петр Ершов.

В 1853 г. Некрасов познакомился с Н.Г. Чернышевским и в 1854 пригласил его сотрудничать в журнале, сначала как литературный критик, а затем как публицист, политик и организатор всех революционных сил в стране.

Чернышевский начал с того, что возродил принципы Белинского как в литературной критике, так и в журналистике. Он начинает при поддержке редактора Некрасова борьбу за демократизацию самого «Современника» В статье «Об искренности в критике» Чернышевский подвергает уничтожающему разбору уклончивую, осторожную критику либералов.

«Критика, достойная своего имени, пишется не для того, чтобы доставлять критику славу водевильного куплетиста, возвеселяющего публику своими каламбурами. Остроумие, едкость, желчь, если ими владеет критик, должны служить ему орудием для достижения серьезной цели критики – развития и очищения вкуса в большинстве его читателей, должны только давать ему средство соответственным образом выражать мнение лучшей части общества» (Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 16 т.. – М., 1949. – Т. 2. – С. 256 - 257).

Большое значение имели идеи его диссертации «Об эстетических отношениях искусства к действительности», философские работы «Антропологический принцип в философии» и др. Выход диссертации Чернышевского, направленной против дворянской эстетики, литературной практики писателей 40-х годов, обострил отношения либеральной и революционно-демократической частей редакции. Некрасов поддерживает молодого сотрудника, и постепенно либералы (Анненков, Алекс. Васильевича Дружинин, И.С. Тургенев) один за другим покидают «Современник».

В 1858–1859 гг. состав сотрудников продолжает меняться. Некрасову не удается сохранить договор об исключительном сотрудничестве в «Современнике» Толстого и других литераторов. Но зато в журнал приходят М.Е. Салтыков-Щедрин и Федор Михайлович Решетников. В число постоянных авторов входят публицисты Максим Алексеевич Антонович, Николай Васильевич Шелгунов, Николай Алекс. Серно-Соловьевич, Евгений Петрович Карнович, Григорий Захарович Елисеев. Активно сотрудничают поэт Михаил Ларионович Михайлов и очеркист Г.И.. Успенский.

В период подготовки правительством крестьянской реформы журнал «Современник» много внимания уделял крестьянскому вопросу. Главными проблемами в связи с подготовкой отмены крепостного права были вопросы о земле, выкупе, гражданских правах крестьян.

Как показывают материалы специальной рубрики «Устройство быта помещичьих крестьян», в вопросе о земле точка зрения публициста Чернышевского сводилась к требованию передачи всей земли крестьянам. Огромное значение приобрел вопрос о выкупе, являвшемся настоящим гвоздем аграрного вопроса, при решении которого интересы крестьян и интересы помещиков размежевываются.

В «Заметках о журналах» 1857 г. Чернышевский писал об отсутствии каких-либо оснований для уплаты крестьянином вознаграждения помещику при отмене крепостного права. Обоснованию права крестьян на безвозмездное получение земли посвящена статья Чернышевского «Труден ли выкуп земли?» и др. Он разоблачал уловки крепостников и либералов, которые пытались получить сумму, превышающую стоимость земли, растянуть выкуп на многие годы и тем самым закабалять крестьян снова.

В связи с обсуждением крестьянского вопроса много места в публицистике занял вопрос о сельской общине. Говоря об общине, Чернышевский, как и Герцен, отдавал дань утопическим представлениям о такой форме общественного устройства. когда при определенных условиях община может стать ячейкой социалистического общества.

Мечтая о крестьянском социализме, Чернышевский был не только социалистом-утопистом. Он был также революционным демократом, умел влиять на все политические события эпохи – идею крестьянской революции.