Проблемы периодизации
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
ЦЕЛИ и задачи учебной дисциплины
Цель изучения дисциплины: познакомить студентов с динамикой развития журнально-газетных форм, с деятельностью и литературным мастерством выдающихся русских публицистов, раскрывая закономерности развития отечественной печати, освещая направление и содержание важнейших периодических изданий ХVIII – начала ХХ в., обогащая студентов знанием наиболее существенных фактов истории печати.
Задачи дисциплины: выявить значение русской печати в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, ее достижения в системе национального просвещения и в социально-политической, культурной жизни страны.
Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение данной дисциплины
Студенты после изучения данной дисциплины должны иметь представление об основных фактах и закономерностях развития отечественной печати; знать историю и современное состояние газетного дела; уметь реализовать полученные культурно-исторические знания в практической деятельности, владеть методами сбора материала и аргументацией, создать публицистическое произведение.
История русской журналистики входит составной частью в систему учебных дисциплин факультетов и отделений журналистики государственных университетов. Она связана с циклом общественных наук, историей России, теорией литературы (жанры, приемы поэтической речи, тропы) и историей русской литературы (поскольку история отечественной журналистики в ХVIII, ХIХ и начале ХХ в. была тесно связана с развитием литературы), социологией, теорией журналистики (роль СМИ в жизни общества, свобода информации, функции журналистики), является непосредственной предшественницей курса истории отечественных средств массовой информации после 1917 года, современных СМИ.
История отечественной журналистики:
В научных кругах не прекращаются споры о принципах периодизации российской журналистики. Некогда стройная система развития журналистики подвергается критике и коренному пересмотру, но сохраняет некоторые свои позиции:
1. В оценках изданий и публицистов (революционно-демократический, буржуазный, черносотенный и др. этапы).
2. Изобретаются иные подходы (по царям, по взаимоотношениям власти с прессой, по типологическим приоритетам, по десятилетиям и т.п.).
Однако, концепция исторической периодизации должна исходить из следующих посылов:
1. Российская журналистика является частью мировой журналистики и должна подчиняться общим законам.
2. Российская журналистика, как и всякая иная, является сложной социальной системой и зависит от изменений факторов, определяющих эту системы.
Сегодня наиболее распространены 2 вида периодизации: макропериодизация и микропериодизация.
Б.И. Есин в рамках макропериодизации выделяет 4 этапа:
1. 1702 – 1917 гг. Императорско-самодержавный.
2. февраль – октябрь 1917 г. Буржуазно-демократический.
3. Октябрь 1917 – 1991 гг. Период русской печати нового типа.
4. 1991 – по настоящее время. Рыночный тип.
В основе микропериодизации отечественной журналистики лежат два принципа: хронологический и типологический.
Согласно этому выделяют:
1. ХViii век. В свою очередь он делится:
а) на первую половину ХViii в., где доминирует государственная журналистика и
б) вторую половину, где доминирует частная журналистики.
2. Х1Х век:
а) 1 пол. – дореформенная журналистика до 1861 г.
б) 2 пол Х1Х в. – пореформенная журналистика.
3. ХХ век:
а) начало ХХ в. – по 1917. Постреформенная журналистика
б) 20-е гг. ХХ в. Огосударствление печати, партийные газеты.
в) 30-е гг ХХ в. Борьба за культ личности.
г) 40-е – начало 50-х гг. ХХ в. Устанавливается культ личности.
д) Середина 50-х – 80-е гг. Возникает встречная волна – процесс десталинизации.
е) начало 90-х – по настоящее время - разгосударствление печати.