Развитие фонематического восприятия в норме.


К изучению закономерностей овладения детьми звуковой системы языка занимались такие учёные, как : Гвоздев, Эльконин, Бельтюков, Швачкин, Салахова и многие другие.

Учёные утверждают, что для усвоения фонетической стороны языка для ребёнка необходимо не только сохранный физический ( биологический ) слух, не только подготовленность речевого аппарата , но и умение слышать и слушать , различать правильное и неправильное произношение как своей, так и чужой речи, а также контролировать собственную речь.

Ребёнок должен тонко дифференцировать все фонемы родного языка. Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению. Восприятия звуков у детей формируется в определённой последовательности.

Такие учёные : Швачкин, Пулько подчёркивали, что процесс восприятия в норме у ребёнка формируется очень рано.

Р.К. Гулько в своей работе описывает первые проявления речи в возрасте трех лет . Это восприятие основано на зрительном впечатлении ( глазное общение) .Ребёнок внимательно всматривается в артикуляцию.

В 4 месяца ребёнок остро реагирует на человеческий голос, он прислушивается к окружающему и стремится повернуть головку к источнику голоса. Постепенно ( после 9 месяцев) ребёнок улавливает мелодико- интонационный рисунок.

Швачкин в своей работе «развитие фонематического восприятия в раннем возрасте» пишет , что при инструкции хлопать в ладоши «тут-тук» , дети давали аналогичную реакцию на «стук-стук», если была схожа интонация. Это период до фонемного развития восприятия. Ребёнок ещё не воспринимает отдельные фонемы, а опирается на интонационный ритмический рисунок слова.

На втором году жизни различение самих фонем и большую роль играет сохранность физический слух т.к. в процессе формирования речи ребёнок не просто слышит речь окружающего, но и пытается ей подражать. Поэтому в зависимости у ребёнка сохранен физический слух и развит фонематический слух, у ребёнка будет наблюдаться ускоренный или запоздалый темп речевого развития.

В возрасте трёх лет дети с нормальным развитием различают правильное и неправильное произношение, особенно в чужой речи. При этом, в силу физических несовершенств артикуляционного аппарата сам произносить не может, но отдифференцировать может.

В возрасте 5-6 лет у ребёнка сформированы все фонемы родного языка, у детей сформирован навык различения фонем, что обеспечивает их к звуковому анализу и синтезу, а это является необходимым условием успешного овладения грамотой. Наибольшие сдвиги в развитии слуха наблюдаются 1,7- 1,8 месяцев. Поэтому считается, что у ребёнка к 2 годам первичный фонематический слух оказывается сформирован.

3 месяца –глазное общение

4 месяца реакция на голос

9-11 месяцев восприятие с опорой на интонацию.

К 5 годам у ребёнка формируется готовность к элементарным формам звукового анализа. Это выделение первого гласного и последнего согласного в слове. Это способность формируется спонтанно, без специального обучения, но при правильных педагогических условиях.

К 6-7 годам у ребёнка формируется фонематические представления, как способность выполнять операции анализа в умственном плане по представлению ( с помощью специального обучения)В младшем школьном возрасте идёт более сложные формы звукового анализа.

Приёмы обследования фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать звуки и дифференцировать отличающиеся тонкими акустико артикуляционным смысловыми различными признаками.

Фонематический слух – это способность частично заложенная природой и частично развивающаяся в процессе общения со взрослыми. Способность развивается спонтанно при благоприятных условиях.

1) Способность слышать заданный звук в слове.

2) Способность различать значения похожих по звучанию слов ( фонетически сходных, но разных по значению, например, носок-песок; земля-змея)

3) Способность различать слова паронимы, отличающиеся одним звуком ( аппозиционным звуком : уточка-удочка; усы-уши; мишка- мышка)

Фонематическое восприятие - это система умственных, интеллектуальных действий по звуковому анализу воспринимаемой речи. Фонемное восприятие реализуется через ряд операций звукового анализа слова. Сначала выделяются в звуковом потоке слово( определяющее наличие звука в слове), а потом уже анализ самого слова. Определение позиции , затем последовательности, количество звуков в слове.

Фонематическое восприятие- развитие умений анализировать речь и разлагать её на составляющие элементы. Развиваются на основе полноценного фонематического слуха.

Фонематические представления- это сложное умение, представляющее аналитическую деятельность, направленное на полную дифференциацию звуков, сопоставлению и обобщению звуков.

Приёмы обследования

1) Различение слов паронимов

Инструкция: слушай и показывай или объясняй «что это». Ребёнку предлагается рассмотреть ряд картинок, названия которых отличается только одной парой аппозиционных звуков (рак-лак). Вы называете пару картинок ( угол-уголь, усы-уши)

2) Узнавание заданного звука а ряду другого звука, слогов, слов.

Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук. При подборе слов берутся слова с заданным и без заданного звука, звук должен быть в начале, середине и конце слова ( в разных позициях), подбираются слова со смежными согласными ( сумка, маска, пояс, мышка, мишка, тапки, санки).

Обследование звукопроизношения, дифференциации

То как ребёнок воспроизводит воспринятый на слух материал. Лексический материал включает сохранные звуки. Только нарушенная дифференциация звуков. С этой целью детям предлагается последовательность звуков, слогов, слов, включающих аппозиционные звуки. Всё проводится в игровой форме « кто самый внимательный? Слушай и повторяй : га-га-га» Образцы слов : угол- уголь, точка- дочка, койка – Колька, пыл- пыль, дом- ком, цапля- сабля. Отбор картинок в названиях которых есть заданный звук. Сначала логопед сам называет картинки, а затем ребёнок сам должен отобрать картинки. Самостоятельное придумывание слов заданным звукам.