Характерные черты, стадии и уровни менеджмента.
Объект и субъект управления
Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами - это взаимоотношения людей.
Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.
В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления*.
К примеру, в универмаге управляющей подсистемой является управленческий аппарат во главе с директором, а управляемой - отделы (секции). В отделе (секции) в свою очередь управляющей подсистемой будет управленческий аппарат во главе с заведующим отделом (секцией), а управляемой - продавцы. В то же время администрация (директор) универмага трансформируется из управляющей подсистемы в управляемую тогда, когда выполняет приказы (указания, распоряжения, решения), поступающие от вышестоящих органов руководства (управления торговли либо министерства торговли).
Таким образом, субъектами управления являются органы законодательной и судебной власти. Объекты, на которые воздействует государство посредством законов и судебных решений, классифицируются по нескольким признакам:
- по уровню решаемых задач - экономика республики в целом, отрасли, региона, фирмы;
- по видам регулируемой деятельности - доходы, капиталовложения, личное потребление, цены, различные рынки и т.п.
- по адресату воздействия - частные национальные ком-1нии, различные фонды, научно-исследовательские центры, учебные заведения и др.
Тема: «Новая управленческая парадигма. Теоретические основы менеджмента и его современное состояние»
Менеджмент — это многозначное понятие, рассматриваемое в нескольких ракурсах.
В теоретическом плане под менеджментом понимается наука об управлении, в прикладном — это организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и др.
Менеджмент — представляют также как процесс управления, т. е. технологию реализации управленческих функций, включающую сбор информации о состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения.
Менеджмент — характеризуют и как работу с людьми.
При всей многовариантности характеристик, существующих в литературе, в обобщенном виде менеджмент — это деятельность по организации производства, направленная на достижение целей и получение прибыли предприятий за счет рационального использования ресурсов на основе применения совокупности принципов, методов, функций, организационных структур и форм управления.
Менеджмент — это древнейшее искусство и новейшая наука. Возникновение отношений управления относится, по разным оценкам, к III—IX тысячелетиям до н.э. Так, в развитии теории и практики менеджмента выделяют следующие этапы:
1. Древнейшие века:
— появление первых деловых людей, религиозных функционеров и жрецов, собирающих дань с населения;
— XVIII в. до н. э. — возникают элементы административного менеджмента, разрабатываются законы управления государством;
— VI—II вв. до н. э. — зарождение территориального управления.
Одним из первых кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности стал Скот – он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон – дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский – развил теорию и практику управления войсками
2, Индустриальный период (XVII—XIX вв. н. э-) — формирование промышленного менеджмента, что было обусловлено развитием разнообразных ремесел, мануфактурного производства. Наибольшая заслуга в развитии представления о государственном управлении принадлежала А Смиту который сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей царя и государства.
Не остались без внимания идея Р.Оуэна о признании необходимости обучения, улучшении условий труда и быта рабочих.
Также данный период ознаменован тем, что в 1833г. английским математиком Беббидже был разработан проект аналитической машины – прообраз современной вычислительной техники.
3. Период систематизации (вторая половина XIX — первая половина XX в.) — обобщение практики и разработка научных основ управления:
- 10—20-е гг. — зарождение научного управления, автором которого стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор;
- 20—30-е гг. — развитие идеи Тейлора. Разработка функций, структуры и принципов управления французским экономистом Анри Файолем;
- 30—60-е гг. — появление теории "Человеческое поведение и человеческие отношения", в которой уделялось внимание социальным вопросам.
4. Информационный период — вторая половина XX в. по настоящее время. Это время активного развития современного менеджмента:
- 70-е гг. - разрабатываются и внедряются экономико-математические методы и современная вычислительная техника в практику управления;
- 80-е гг. - отличаются внедрением научных методов(системного подхода и исследования операций) в процедуру принятия управленческих решений;
- 90-е гг. - обращается внимание на организационную культуру, этику менеджмента, демократизацию управления.