Характерные черты, стадии и уровни менеджмента.


Объект и субъект управления

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подси­стем управления: управляемой и управляющей. В обоих слу­чаях отношения между управляемой и управляющей подсисте­мами - это взаимоотношения людей.

Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управле­ния - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления*.

К примеру, в универмаге управляющей подсистемой явля­ется управленческий аппарат во главе с директором, а управ­ляемой - отделы (секции). В отделе (секции) в свою очередь управляющей подсистемой будет управленческий аппарат во главе с заведующим отделом (секцией), а управляемой - продавцы. В то же время администрация (директор) универмага транс­формируется из управляющей подсистемы в управляемую тог­да, когда выполняет приказы (указания, распоряжения, реше­ния), поступающие от вышестоящих органов руководства (управления торговли либо министерства торговли).

Таким образом, субъектами управления являются органы законодательной и судебной власти. Объекты, на которые воз­действует государство посредством законов и судебных реше­ний, классифицируются по нескольким признакам:

- по уровню решаемых задач - экономика республики в целом, отрасли, региона, фирмы;

- по видам регулируемой деятельности - доходы, капиталовложения, личное потребление, цены, различные рынки и т.п.

- по адресату воздействия - частные национальные ком-1нии, различные фонды, научно-исследовательские центры, учебные заведения и др.

 

Тема: «Новая управленческая парадигма. Теоретические основы менеджмента и его современное состояние»

 

Менеджмент — это многозначное понятие, рассматрива­емое в нескольких ракурсах.

В теоретическом плане под менеджментом понимается наука об управлении, в прикладном — это организация уп­равления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и др.

Менеджмент — представляют также как процесс управ­ления, т. е. технологию реализации управленческих функ­ций, включающую сбор информации о состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения.

Менеджмент — характеризуют и как работу с людьми.

При всей многовариантности характеристик, существующих в литературе, в обобщенном виде менеджмент — это деятельность по организации производства, направленная на до­стижение целей и получение прибыли предприятий за счет рационального использования ресурсов на основе примене­ния совокупности принципов, методов, функций, организа­ционных структур и форм управления.

Менеджмент — это древнейшее искусство и новейшая наука. Возникновение отношений управления относится, по разным оценкам, к III—IX тысячелетиям до н.э. Так, в раз­витии теории и практики менеджмента выделяют следую­щие этапы:

1. Древнейшие века:

— появление первых деловых людей, религиозных функ­ционеров и жрецов, собирающих дань с населения;

— XVIII в. до н. э. — возникают элементы административного менеджмента, разрабатываются законы управления го­сударством;

— VI—II вв. до н. э. — зарождение территориального уп­равления.

Одним из первых кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности стал Скот – он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон – дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский – развил теорию и практику управления войсками

2, Индустриальный период (XVII—XIX вв. н. э-) — форми­рование промышленного менеджмента, что было обуслов­лено развитием разнообразных ремесел, мануфактурного производства. Наибольшая заслуга в развитии представления о государственном управлении принадлежала А Смиту который сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей царя и государства.

Не остались без внимания идея Р.Оуэна о признании необходимости обучения, улучшении условий труда и быта рабочих.

Также данный период ознаменован тем, что в 1833г. английским математиком Беббидже был разработан проект аналитической машины – прообраз современной вычислительной техники.

3. Период систематизации (вторая половина XIX — пер­вая половина XX в.) — обобщение практики и разработка научных основ управления:

- 10—20-е гг. — зарождение научного управления, ав­тором которого стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор;

- 20—30-е гг. — развитие идеи Тейлора. Разработка фун­кций, структуры и принципов управления французским эко­номистом Анри Файолем;

- 30—60-е гг. — появление теории "Человеческое пове­дение и человеческие отношения", в которой уделялось вни­мание социальным вопросам.

4. Информационный период — вторая половина XX в. по настоящее время. Это время активного развития современ­ного менеджмента:

- 70-е гг. - разрабатываются и внедряются экономико-математические методы и современная вычислительная техника в практику управления;

- 80-е гг. - отличаются внедрением научных методов(системного подхода и исследования операций) в процедуру принятия управленческих решений;

- 90-е гг. - обращается внимание на организационную культуру, этику менеджмента, демократизацию управления.