ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ


ВОПРОСЫ

к зачету по курсу «Правоведение»

1. Теории происхождения государства.

2. Понятие, признаки и функции государства.

3. Формы государства.

4. Понятие, принципы и источники права.

5. Понятие, принципы и источники права.

6. Система российского права.

7. Понятие, признаки и виды правоотношений.

8. Юридические факты.

9. Понятие, состав и виды правонарушений.

10. Понятие, признаки, принципы и виды юридической ответственности.

11. Понятие, принципы, источники конституционного права.

12. Конституция РФ: понятие, сущность, отличительные признаки.

13. Основы конституционного строя РФ.

14. Конституционные права, свободы и обязанности граждан.

15. Федеративное устройство РФ.

16. система органов государственной власти РФ.

17. Понятие, принципы, источники гражданского права.

18. Понятие и виды гражданских правоотношений.

19. Осуществление и защита прав.

20. Субъекты и объекты гражданского права.

21. Понятие права собственности и иных вещных прав.

22. Понятие, виды и исполнение обязательств.

23. Договор по гражданскому праву.

24. Понятие, принципы, источники семейного права.

25. Понятие брака по семейному праву.

26. Порядок заключения и расторжения брака. Признание брака недействительным.

27. Правовой режим имущества супругов.

28. Взаимные права и обязанности супругов, детей и родителей.

29. Понятие, принципы, источники трудового права.

30. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения.

31. Трудовая дисциплина. Дисциплинарные взыскания и порядок их наложения.

32. Трудовые споры и порядок их разрешения.

33. Понятие, принципы, источники административного права.

34. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.

35. Вилы взысканий по административному праву и порядок их наложения.

36. Понятие, принципы, источники экологического права.

37. Экологические правонарушения и ответственность за их совершение.

38. Понятие, принципы, источники уголовного права.

39. Понятие, признаки и состав преступления.

40. Виды наказаний по уголовному праву.

41. Соучастие в преступлении, формы и виды.

42. Виды уголовных наказаний.

43. Ответственность по уголовному праву и ее основания.

44. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

45. Ответственность несовершеннолетних по уголовному праву.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Тема 1.Эстетика как философская наука

1. Предмет эстетики.

2. Сущность и специфика эстетического отношения к миру.

3. Проблемное поле и методологическая база эстетики.

4. Структура эстетической теории.

(Часть I. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИКИ)

Тема 2.Эстетические представления народов Древнего Востока

1. Традиционализм древневосточных культур.

2. Древний Египет.

3. Шумер и Вавилон.

4. Древний Иран.

5. Древняя Палестина.

6. Древняя Индия.

7. Древний Китай.

Тема 3.Античная эстетическая мысль

1. Космологизм как основание античной эстетики.

2. Доклассическая эстетика.

3. Эстетические идеи ранней классики.

4. Эстетика периода средней классики.

5. Высокая классика.

6. Переходный характер эстетики эллинизма.

7. Специальные эстетические учения античности: калокагатия, катарсис, мимесис.

 

Тема 4.Эстетика Средневековья

1. Основные принципы.

2. Византийская эстетика.

3. Раннее Средневековье.

4. Позднее Средневековье.

 

Тема 5.Эстетические учения эпохи Возрождения

1. Переходный характер эпохи, ее гуманистическая направленность и мировоззренческие новации.

2. Основные принципы ренессансной эстетики.

3. Основные эстетико-философские учения и теории искусств.

4. Кризис эстетических идеалов Возрождения и эстетические принципы маньеризма.

Тема 6.Эстетика Нового времени

1. Рационалистические основания культуры.

2. Эстетические принципы барокко.

3. Рационализм и нормативизм эстетики классицизма.

4. Эстетика европейского Просвещения.

5. Теоретическое оформление предмета эстетики.

6. Сущность и общественное назначение искусства в эпоху Просвещения.

Тема 7.Эстетические идеи немецкой классической философии

1. Эстетика Канта.

2. Место эстетики в системе абсолютного идеализма Гегеля.

3. Эстетика Шеллинга.

 

Тема 8.Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX в.

1. Эстетическая теория Шопенгауэра.

2. Дионисийское и аполлоновское начала как универсалии художественного сознания.

3. Эстетическая проблематика в творчестве Кьеркегора.

4. Искусство и идеология в эстетических взглядах Маркса.

5. Природа искусства и художественного творчества в эстетической теории Фрейда.

Тема 9.Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории ХХ века

1. Эстетические основания художественной практики модернизма.

2. Кубизм.

3. Футуризм.

4. Теория «вчувствования» и экспрессионизм.

(Часть II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ)

Тема 10.Эстетическое сознание и эстетическая деятельность

1. Происхождение эстетического сознания и эстетической деятельности.

2. Структура эстетического сознания.

3. Эстетическая деятельность и ее виды.

4. Эстетические явления и основные категории эстетики.

Тема 11.Природа искусства

1. Искусство как общественное явление.

2. Самобытное и профессиональное искусство.

3. Закономерности исторического развития искусства. Метод, направление и стиль.

Тема 12.Сущность и природа художественного творчества

 

Тема 13.Художественное произведение

 

Тема 14.Проблемы художественного восприятия

 

Тема 15.Морфология искусства

1. Классификация искусства и система его видов.

2. Живопись.

3. Скульптура.

4. Музыка.

5. Театральное искусство.

6. Киноискусство.

Тема 16.Пути эстетики и искусства конца ХХ века

 

ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА (Тема 1)

 

Эстетика – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности и особенностях их отражения в сознании человека. Эстетика есть философская наука, которая связана с решением основного вопроса философии. В эстетике он предстает как вопрос об отношении эстетического сознания к действительности.

1. Предмет эстетики.Он сложился в процессе многовекового развития эстетической мысли, на основе обобщения практики эстетического отношения людей к продуктам их деятельности, к произведениям искусства, к природе, к самому человеку. Многие вопросы, которые сегодня исследует эстетика, занимали человечество с давних пор; их ставили перед собой еще древние греки, а до греков над ними задумывались мыслители Египта, Вавилона, Индии, Китая.

Однако название науки — эстетика, — было введено в оборот лишь в середине XVIII века Баумгартеном. До него вопросы эстетики рассматривались в пределах общих философских концепций как их органическая часть. И только этот немецкий просветитель выделил эстетику в рамках философии как самостоятельную дисциплину, занимающую место рядом с другими философскими дисциплинами — логикой, этикой, гносеологией и так далее. Баумгартен производил термин “эстетика“ от древнегреческого слова, которое означает “касающийся чувственного“. Соответственно эстетика у него – наука о чувственном восприятии. Предмет эстетики, а значит и содержание этого понятия, с тех пор постоянно менялись. Сегодня предметом этой науки являются: во-первых, природа эстетического, то есть наиболее общие характеристики, стороны, присущие различным эстетическим объектам действительности; во-вторых, природа отражения этих явлений в сознании человека, в эстетических потребностях, восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах и теориях; в-третьих, природа эстетической деятельности людей как процесс создания эстетических ценностей.

2. Сущность и специфика эстетического отношения к миру.Эстетическое отношение – это духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном стремлении к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним.

Эстетические объекты возникают в процессе общественно-исторической практики: первоначально стихийно, а затем в соответствии со складывающимися эстетическими чувствами, потребностями, представлениями, в целом эстетическим сознанием людей. Руководствуясь им, человек формирует «вещество» природы по законам эстетической деятельности. В результате созданные им предметы, например, орудия труда, предстают как единство природной и социальной сторон, -- единство, которое, будучи эстетической ценностью, способно удовлетворять не только материальные, утилитарные, но и духовные потребности людей.

При этом один и тот же объект в одном отношении может оказаться эстетически ценным, например, красивым, а в другом – эстетически антиценным. Например, человек как объект эстетического отношения может обладать красивым голосом и некрасивой внешностью. Кроме того, один и тот же эстетический объект может оказаться и ценным и антиценным в одном и том же отношении, но в разное время. То, что эстетический объект обладает относительной эстетической значимостью, свидетельствует и полярный характер основных эстетических категорий (прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического).

 

3. Проблемное поле и методологическая база эстетики.Один из современных подходов к рассмотрению предмета эстетики как науки состоит в том, что проблемное поле эстетики — это не особая сфера явлений, а весь мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, все явления, взятые в свете той задачи, которые решает данная наука. Основные вопросы этой науки — это природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства. Эстетика как наука выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

Характер и специфика проблемного поля всякой науки определяют и метод, который ведет к полноценному охвату сущности предмета. Из этого основного тезиса исходит и эстетика. Поскольку специфика явлений сознания заключается в том, что они носят субъектно-объектный характер, то и эстетика в своем методе не может не исходить именно из этой их основной особенности, из единства субъективной и объективной обусловленности данных явлений.

С утратой субъектно-объектного характера эстетических явлений эстетика утрачивает специфику как философская дисциплина, овладевающая своим предметом именно в его субъектно-объектном аспекте. Из этого факта вытекают все остальные методологические принципы эстетики.

Прежде всего, это касается положения о том, что эстетические явления нужно рассматривать в их конечном качестве, целостно. Ведь именно в целостном, конечном качестве проявляется единство объективной и субъективной обусловленности эстетических явлений.

Реализация этого методологического принципа начинается со вскрытия генетических корней эстетических явлений. Генетическая точка зрения — исходный методологический принцип эстетики. Она объясняет, как эстетические явления (например, искусство) обусловливаются действительностью, а также и своеобразием авторской личности. Генетическая точка зрения — основной методологический принцип эстетики, благодаря которому учитывается субъектно-объектный характер эстетических явлений.

4. Структура эстетической теории.Эстетические отношения человека к действительности весьма многообразны и разносторонни, но особенно ярко они проявляются в искусстве. Искусство является предметом и так называемых искусствоведческих наук (литературоведения, музыковедения, истории и теории изобразительного искусства, театроведения и тому подобное). Искусствоведение состоит из различных наук (история и теория отдельных видов искусства). Комплекс теорий отдельных видов искусства и теоретических знаний, относящихся к искусству, некоторые эстетики называют общей теорией искусства и отличают ее от собственно эстетики.

Искусствоведческие отрасли науки выполняют по отношению к эстетике функцию вспомогательных научных дисциплин. Однако вспомогательные дисциплины эстетики этим не исчерпываются. Такими же вспомогательными научными дисциплинами по отношению к ней являются, например, социология искусства, психология искусства, гносеология, семантика и так далее. Эстетика использует выводы множества научных дисциплин, не будучи им тождественна. Поэтому ввиду обобщающего характера эстетику называют философской наукой.

Конкретная взаимосвязь эстетики и искусства наглядно проявляется в художественной критике. Эстетика является теоретической опорой критики; помогает ей верно понимать проблематику творчества и выдвигать аспекты, согласующиеся со смыслом искусства для человека и общества. На основе своих выводов и принципов, на основе установленных закономерностей эстетика дает критике возможность создавать критерии оценки, оценивать творчество с точки зрения актуальных требований, связанных с развитием общественных и ценностных аспектов.

ЧАСТЬ I