Общественный прогресс и глобальные проблемы современности


1. Сущность и критерии общественного прогресса

2. Современные концепции прогресса

3. Глобальные проблемы современности и пути их решения

 

1. Сущность и критерии общественного прогресса

Прогресс есть форма развития, характеризующая направление развития. Однако не всякое развитие есть прогресс. Прогресс – это развитие, при котором совершается переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Обратный процесс называется регрессом. Общественный прогресс – это такая форма развития общества и отдельных его сторон, при котором осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному его состоянию.

Высшим критерием общественного прогресса являются производительные силы, т. к., во-первых, они объективны, во-вторых, составляют содержание способа производства, в-третьих, они динамичны, их темпы и уровень легко сравнимы.

Ряд ученых в качестве критерия общественного прогресса рассматривают развитие личности. Общий критерий следует использовать вместе с частными критериями развития отдельных сторон и сфер жизни общества. Такими критериями являются:

1) в науке – степень познания законов объективного мира и практического овладения ими;

2) в технике – рентабельность применения и эффективность использования;

3) в области здравоохранения – средняя продолжительность жизни, успехи в борьбе с заболеваниями.

 

2. Современные концепции прогресса

Три концепции общественного прогресса:

1) пессимистическая;

2) оптимистическая;

3) концепция общественного круговорота.

В античности пессимистическая линия была представлена в произведениях древнегреческого поэта Гесиода (8-7 в. до н. э.), который считал, что общество развивается по восходящей линии до так называемого «золотого века», когда люди были хотя и бедны, но равны. После него развитие приобрело характер регресса: «Счастье принадлежит прошлому и безнадёжно утеряно». В своей поэме «Труды и дни» Гесиод выделяет 5 стадий развития человечества:

· золотой век,

· серебряный век,

· бронзовый век,

· медный

· железный.

На этапе железного века люди проводят дни в трудах, заботах, печали, всюду царит зло.

Оптимистическая линия в античной философии связана с именами Демокрита, Эпикура, Тита Лукреция Кара. Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей» выделяет следующие основные вехи в развитии общества: применение огня, открытие металла, образование семьи, возникновение искусства. В обществе наблюдаются постепенные, но необходимые движения вперёд.

В период феодализма господствующая религиозная идеология отвергала возможность осуществления человеческих желаний в земной жизни, была проникнута сожалением о безвозвратно утерянном рае, надеждами на будущею миссию-спасителя. Данный пессимизм связан был эсхатологическим учением о конце мира.

Идеологи зарождающейся буржуазии пропагандировали возможность прогрессивного развития общества. Наиболее ярко эти идеи выражены в работе французского мыслителя Ж. А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Кондорсе: «Способность человека к совершенствованию безгранична».

Немецкий философ И. Гердер видел реализацию общественного прогресса в утверждении более разумных форм человеческого общежития. Однако некоторые философы этого периода более осторожно относились к идее прямолинейного прогресса, например, Ж. Ж. Руссо отмечал, что научно-технический прогресс не только не всегда сопровождается прогрессом социальным и нравственным, но может служить импульсом негативных общественных изменений. Причину этого он усматривал в частной собственности. «Демон собственности заражает все, до чего касается». Он выдвинул лозунг: «Назад к природе».

И. Кант видел внутреннее основание этапов истории в движении к нравственной автономии личности. Его ученик Фихте говорил, что человеческий род на пути к цели своей земной жизни проходит 5 этапов, различающихся уровнем самосознания индивидов, фиксированного в степени развития человеческого разума:

1) инстинкт разума,

2) господство авторитета разума,

3) освобождение от господства авторитета разума,

4) наука разума,

5) искусство разума.

Последние три эпохи, в отличие от первых двух, когда разум еще слеп, характеризовались как эпохи зрячего господства разума.

Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Он полагал, что историю делают люди и что в ней, вместе с тем, осуществляется некая объективная логика. В «Философии истории» он рассматривал развитие общества, как диалектическое соотношение прогресса и регресса, которые представляют собой единство и борьбу противоположений. Главным направлением он считал прогресс. Общественная жизнь, по Гегелю, есть один из моментов саморазвития абсолютной идеи, которая в форме человеческого разума осуществляет движение к свободе: «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». Каждый народ в своем развитии проходит стадии детства, возмужания и старости, после чего уступает место другому народу – носителю более высокого принципа. Гегель выделил три исторические ступени – три типа общества:

1) восточный мир,

2) античный мир,

3) христианско-германский мир.

Последний он провозгласил вершиной прогресса, т. к. в нём человек, якобы, обладает свободой. «Всё разумное – действительно, всё действительное – разумно». Разные страны в разной мере воплощают сущностные характеристики того или иного типа общества. Феодализм получил классическое воплощение во Франции, а капитализм в Англии.

Сен-Симон различал исторические эпохи по характеру философский воззрений:

1) теологическая;

2) метафизическая;

3) позитивная.

Концепции общественного круговорота опираются на учение итальянского философа Д. Вико, утверждавшего, что каждый народ, развиваясь, проходит три эпохи:

1) божественную;

2) героическую;

3) человеческую.

Эти эпохи аналогичны периодам жизни человека: детству, юности, зрелости, после чего прогресс развития увядает и уступает место новому круговороту. Представителями концепции общественного круговорота были О.Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби.

Шпенглер в своей книге «Закат Европы» рассматривает движение общества как эволюцию локальных культур, каждая из которых, подобна полевому цветку, зарождается, развивается, достигает расцвета, а затем погибает.

Сорокин сравнивал историю с мелодией, которую оркестр исполняет постоянно, но каждый раз в новой аранжировке. А.Тойнби, английский историк и социолог, в 12-ти томном сочинении «Исследование истории» приходит к выводу, что история общества есть история замкнутых цивилизаций, которые возникали, развивались и исчезали, не оказывая друг на друга существенного влияния, т. е. он рассматривал судьбы цивилизации как абсолютно неповторимые в своей индивидуальности.

 

3. Глобальные проблемы современности и пути их решения

Этот термин стал употребляться в литературе в конце 60-х гг. 20 века и, в буквальном смысле, он означает пространственно-планетарное измерение данных проблем, в отличие от регионального и локального измерения.

И.Т. Фролов дал следующее определение глобальных проблем:

«Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, выступают как объективный фактор, обуславливающий развитие, как всего мира, так и отдельных регионов и стран, создают угрозу для будущего человечества, если не будут решены, требуют для своего решения международного сотрудничества, усилий всего человечества». В соответствии с этими критериями к числу глобальных проблем относятся следующие проблемы:

1) проблема войны и мира, предотвращения ядерной войны;

2) экологическая проблема;

3) энергетическая;

4) сырьевая;

5) продовольственная;

6) демографическая;

7) проблема мирного освоения космоса и мирового океана;

8) преодоление экономического отставания;

9) проблема человеческого здоровья;

10) проблема НТР.

Все проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом, например, продовольственная тесно связана с проблемой мира и разоружения, т.к. если уменьшить гонку вооружений, можно увеличить ассигнования в сельское хозяйство. В центре всех проблем стоит – человек, его жизнь и здоровье. Глобальные проблемы не могут разрешиться сами по себе, а требуют для своего решения сознательного отношения и планово - организованного решения на основе научных теорий. Для этого необходимо:

1) широкое международное сотрудничество на принципах мирного сосуществования;

2) пути решения глобальных проблем должна указать наука (обществознание и естествознание);

3) необходимо новое глобальное, холистическое мышление и новая методология;

4) соединение научных знаний с практическими действиями;

5) планетарная этика;

6) простой, т.е. здоровый образ жизни.